В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах. Но не всегда можно добиться хорошей дикции только по подражанию. Этому могут препятствовать недостаточно развитый речевой слух, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, неумение владеть своим голосом и др. Нередко нечеткая дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно четкой, смазанной, они не всегда ясно произносят окончания слов, фраз. Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою, с развитием речевого дыхания, артикуляции, с овладением голосом улучшается у ребенка и дикция. Нужно давать дошкольникам образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следить за четкостью своего произношения. Темп речи - это скорость протекания речи во времени, т. с. количество слогов, произносимых в определенную единицу времени. Дети дошкольного возраста чаше говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз. Работа должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.
Похожие статьи:
Практические аспекты формирования лексической
компетенции на основе фразеологических единиц
Как уже отмечалось в главе 1, фразеология - сложный и многомерный материал языка; многоаспектное изучение его дает все новые сведения о специфике фразеологических единиц. Овладение фразеологизмами (осознание, понимание их, сознательное использование в речи) у детей начинается позднее, чем овладение ...
Исследование авторитета педагогов среди старшеклассников
Для решения третьей задачи нашего исследования методом опроса мы определили авторитет педагогов среди учащихся 11 классов. Для этого всем ученикам были выданы опросные листы для экспертной оценки авторитета учителя (в баллах от 1 до 5) среди старшеклассников. Опрашиваемые были проинструктированы сл ...
Самоконтроль результатов недели и дня
Чтобы грамотно организовать предстоящую неделю, важно регулярно анализировать итоги реализации приоритетов недели и наиболее важных дел за этот период. В конце каждого дня необходимо оценить не только выполнение общих задач, но и произвести личный контроль результатов собственной деятельности. Тщат ...