В работе использована Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И. Лалаевой.
Первый контрольный эксперимент.
Первый контрольный эксперимент по оценке промежуточных результатов коррекционной работы проводился в конце декабря месяца 2012-2013 учебного года
Цель данного эксперимента – исследовать состояние звукопроизношения детей и уточнить, имеется ли положительная динамика в преодолении ФФНР у детей при коррекционном воздействии.
В результате обследования и фонематического анализа установлено следующее.
Движения языка более точные, не достаточного объема. Артикуляционная моторика развита не достаточно. Затруднено поднимание языка вверх у 50% детей. Гиперсаливация не наблюдается. Результаты можно отразить в диаграмме 7.
Диаграмма 7
Анализ результатов обследование состояния звукопроизношения показал, что у детей формирование правильного произношения на следующих этапах: [ж] – этап постановки – 10%; автоматизация – 40%; [з] – автоматизация – 10%; [з’] – автоматизация – 10%; [л] – губное – 10%; этап постановки – 20%; автоматизация – 30%; [л’] – отсутствует – 10%; этап постановки – 20%; автоматизация – 30%; [р] – отсутствует – 20%, этап постановки – 20%; автоматизация – 60%; [р’] – замена [j] – 20%; этап постановки – 30%; автоматизация – 50%; [ш] – этап постановки – 10%; автоматизация – 30%; [щ] - этап постановки – 10%; автоматизация – 10%; [ч] - этап постановки – 20%. Результаты обследования приведены на диаграмме 8.
Обследование фонематического восприятия показало, что фонематический слух развит недостаточно для возрастной нормы (диаграмма 9).
Навыки звукового анализа и синтеза на стадии формирования (см. диаграмму 10).
Диаграмма 8
Диаграмма 9
Диаграмма 10
При воспроизведении слов сложной слоговой структуры у 20 % детей наблюдаются пропуски, замены звуков. Слоговую структуру слова сохраняют. Сложности возникают у 30 % детей.
Грамматический строй речи в норме. Словообразованием и словоизменением дети владеют в соответствии с возрастом (у 60 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных).
При пересказе используют в основном простые фразы, сложные очень. Рассказы составляются в основном краткие, но соответствующие картинке. Затруднения при пересказе и составлении рассказа по картинке испытывали 10 % детей.
После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных данных можно сделать промежуточный вывод о том, что проводимое коррекционное воздействие имеет положительную динамику, и указывает на дальнейшую целесообразность проводимой коррекционной работы.
Второй контрольный эксперимент.
Второй контрольный эксперимент проводился в первой половине марта месяца 2012-2013 учебного года.
Цель данного эксперимента – провести контрольное исследование состояния звукопроизношения детей с ФФНР. В результате проведенного исследования были получены результаты, описанные ниже.
Движения языка более точные, более полного объема. Артикуляционная моторика развита достаточно у 80% детей, принимавших участие в исследовании. Затруднено поднимание языка вверх у 20% детей. Гиперсаливация не наблюдается. Результаты приведены на диаграмме 11.
Диаграмма 11
В результате проводимой коррекционной работы у детей были поставлены свистящие звуки, шипящие звуки находятся на этапе автоматизации и дифференциации. Для постановки сонорных звуков с детьми проводятся подготовительные упражнения. Анализ результатов обследования состояния звукопроизношения показал, что у детей нарушены следующие звуки: [ж] – автоматизация звука– 20%; дифференциация звука – 20%; [л] – губное – 10%; автоматизация звука – 20%; [л’] – отсутствует – 10%; автоматизация звука – 20%; [р] – отсутствует – 30%, горловое – 10%; замена [л] – 10%; автоматизация – 30%; [р’] – замена [j] – 40%; замена [л’] – 10%; автоматизация – 30%; [ш] – дифференциация звука – 10%; [щ] - этап постановки – 10%; автоматизация – 10%; [ч] - автоматизация звука – 10%; дифференциация звука – 10%. Результаты обследования отражены на диаграмме 12.
Похожие статьи:
Дистанционное обучение
Дистанционное образование (ДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И сегодня дистанционное обучение органично впитывает в с ...
Система жанров музыкального фольклора и их
характеристика
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии "фольклор", "детский фольклор", выявим его сущность и жанровую специфику. В энциклопедическо ...
Характеристика частной социальной службы "Жизнь"
В ст. 3 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" дается определение понятию "социальные службы": "… - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимател ...