Образование: статьи и материалы » Особенности формирования произносительной стороны речи детей с ФФНР » Оценка результатов работы по формированию произносительной стороны речи у детей с ФФНР

Оценка результатов работы по формированию произносительной стороны речи у детей с ФФНР

Страница 1

В работе использована Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И. Лалаевой.

Первый контрольный эксперимент.

Первый контрольный эксперимент по оценке промежуточных результатов коррекционной работы проводился в конце декабря месяца 2012-2013 учебного года

Цель данного эксперимента – исследовать состояние звукопроизношения детей и уточнить, имеется ли положительная динамика в преодолении ФФНР у детей при коррекционном воздействии.

В результате обследования и фонематического анализа установлено следующее.

Движения языка более точные, не достаточного объема. Артикуляционная моторика развита не достаточно. Затруднено поднимание языка вверх у 50% детей. Гиперсаливация не наблюдается. Результаты можно отразить в диаграмме 7.

Диаграмма 7

Анализ результатов обследование состояния звукопроизношения показал, что у детей формирование правильного произношения на следующих этапах: [ж] – этап постановки – 10%; автоматизация – 40%; [з] – автоматизация – 10%; [з’] – автоматизация – 10%; [л] – губное – 10%; этап постановки – 20%; автоматизация – 30%; [л’] – отсутствует – 10%; этап постановки – 20%; автоматизация – 30%; [р] – отсутствует – 20%, этап постановки – 20%; автоматизация – 60%; [р’] – замена [j] – 20%; этап постановки – 30%; автоматизация – 50%; [ш] – этап постановки – 10%; автоматизация – 30%; [щ] - этап постановки – 10%; автоматизация – 10%; [ч] - этап постановки – 20%. Результаты обследования приведены на диаграмме 8.

Обследование фонематического восприятия показало, что фонематический слух развит недостаточно для возрастной нормы (диаграмма 9).

Навыки звукового анализа и синтеза на стадии формирования (см. диаграмму 10).

Диаграмма 8

Диаграмма 9

Диаграмма 10

При воспроизведении слов сложной слоговой структуры у 20 % детей наблюдаются пропуски, замены звуков. Слоговую структуру слова сохраняют. Сложности возникают у 30 % детей.

Грамматический строй речи в норме. Словообразованием и словоизменением дети владеют в соответствии с возрастом (у 60 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных).

При пересказе используют в основном простые фразы, сложные очень. Рассказы составляются в основном краткие, но соответствующие картинке. Затруднения при пересказе и составлении рассказа по картинке испытывали 10 % детей.

После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных данных можно сделать промежуточный вывод о том, что проводимое коррекционное воздействие имеет положительную динамику, и указывает на дальнейшую целесообразность проводимой коррекционной работы.

Второй контрольный эксперимент.

Второй контрольный эксперимент проводился в первой половине марта месяца 2012-2013 учебного года.

Цель данного эксперимента – провести контрольное исследование состояния звукопроизношения детей с ФФНР. В результате проведенного исследования были получены результаты, описанные ниже.

Движения языка более точные, более полного объема. Артикуляционная моторика развита достаточно у 80% детей, принимавших участие в исследовании. Затруднено поднимание языка вверх у 20% детей. Гиперсаливация не наблюдается. Результаты приведены на диаграмме 11.

Диаграмма 11

В результате проводимой коррекционной работы у детей были поставлены свистящие звуки, шипящие звуки находятся на этапе автоматизации и дифференциации. Для постановки сонорных звуков с детьми проводятся подготовительные упражнения. Анализ результатов обследования состояния звукопроизношения показал, что у детей нарушены следующие звуки: [ж] – автоматизация звука– 20%; дифференциация звука – 20%; [л] – губное – 10%; автоматизация звука – 20%; [л’] – отсутствует – 10%; автоматизация звука – 20%; [р] – отсутствует – 30%, горловое – 10%; замена [л] – 10%; автоматизация – 30%; [р’] – замена [j] – 40%; замена [л’] – 10%; автоматизация – 30%; [ш] – дифференциация звука – 10%; [щ] - этап постановки – 10%; автоматизация – 10%; [ч] - автоматизация звука – 10%; дифференциация звука – 10%. Результаты обследования отражены на диаграмме 12.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Официальная педагогика в 20-30-е гг. XX в
Сразу после Октябрьской революции 1917 г. была выдвинута проблема коренной перестройки школы. В 1918 г. новое государство издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: "Положение о единой трудовой школе" и "Декларация о единой трудовой школе&q ...

Функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с ...

Психолого-педагогические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и др. свидетельствуют о том, что деятельность человека связана с активным процессом овладения общественным опытом, достижениями культуры. Опираясь на теоретические положения отечественных педагогов, психологов, а ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru