Вне занятий не всегда обстановка благоприятна для исправления ошибки.
При исправлении ошибки не следует повторять её, а нужно предложить ребёнку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребёнок повторит за воспитателем правильное слово или предложение. После одного замечания, возможно, не станет говорить правильно; языковые привычки создаются в процессе многократного повторения, нужны напоминания, а иногда и специальные упражнения.
В тех случаях, когда какие-либо грамматические ошибки широко распространены в речи детей группы, следует проводить специальные дидактические игры или дидактические упражнения.
Педагог должен дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребёнок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от воспитателя требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы вместе с исправленной ошибкой пропал тот интерес к слову, о котором она свидетельствует.
В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры и упражнения, предназначенные для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимых для повседневного общения. Например, воспитатель обращает внимание детей на то, что слово хотеть изменяется по-разному в зависимости от того, говорим ли мы об одном человеке или о многих: я хочу, ты хочешь, он хочет, но мы хотим, вы хотите, они хотят. Знакомят дошкольников и с тем, когда правильно употреблять слово одеть, а когда - надеть: одеть - кого? Надеть - что?
Иногда педагогу приходится сталкиваться с влиянием на ребёнка неправильной речи кого-то из его родных («А моя мама говорит: «Склизко». У нас все говорят: «Красивше»). В этом случае воспитатель может поговорить с родителями малыша, убедить их в правильности своих требований, попросить объяснить дочери (сыну), что им в детстве не удалось правильно выучить это слово и теперь они будут учить его вместе и т.д. [5:с. 126] В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.
Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички).
Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.
Воспитатель вводит в речь детей такие категории слов-действий:
1. Глаголы неопределённой формы в сочетании с другими глаголами, обозначающими: начало действия (Петя начал поправляться; Петя стал выздоравливать),умение (или неумение)(Я умею лепить, но не умею ещё читать), цель (мы едем отдыхать; Петя идёт ловить рыбу), в сочетании со словами надо, можно, нельзя (Надо рано вставать; Нельзя разговаривать; Можно читать).
2. Некоторые глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени с частицей - ся и без неё (Я буду играть.- Я поиграю; Он будет одеваться.- Он оденется; Ты будешь рассказывать.- Ты расскажешь).
Похожие статьи:
Диагностика уровней сформированности логического мышления у детей младшего
школьного возраста
Для проведения работы по развитию логического мышления учащихся младшего школьного возраста на базе МОУ Утинская СОШ был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 классов в количестве 17 человек. 4 «А класс в количестве 9 человек представлял контрольную группу учащихся, а 4 «Б ...
Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспит ...
Анализ педагогической
деятельности и условий психического развития и социализации в учреждении
закрытого типа «Детский дом «Родничок»
В связи с необходимостью обновления методических основ работы педагога в учреждениях закрытого типа будет проведена работа по составлению новых методических рекомендаций педагогам – воспитателям детских домов. Закрытость специализированных учреждений, негативизм, несомый ими развитию своих воспитан ...