Образование: статьи и материалы » Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи словообразованию в повседневной жизнедеятельности » Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в повседневной деятельности

Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в повседневной деятельности

Страница 1

Задачи обучающего этапа:

апробировать подобранные методы и приёмы обучения детей 5-6 лет с ОНР различным способам словообразования в повседневной жизнедеятельности;

составить комплекс наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых при обучении образованию слов-действий детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Важность глагольного формо- и словообразования объясняется тем, что глаголу, как самой динамичной части речи русского языка, присуща особенная система грамматических форм словообразования и словоизменения.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» обучение детей 5-6 лет правильному употреблению грамматических форм основных частей речи осуществлялось в процессе всех режимных моментов.

В речь детей вводились следующие категории слов-действий:

1. Глаголы неопределённой формы в сочетании с другими глаголами, обозначающими:

- начало действия (Данила начал поправляться;Данила стал выздоравливать);

- умение /или неумение (я умею лепить, но не умею ещё читать);

- цель (мы едем отдыхать);

- сочетания со словами надо, можно, нельзя (надо рано вставать; нельзя разговаривать; можно читать).

2. Некоторые глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени с частицей -ся и без неё (я буду играть – я поиграю; он будет одеваться – он оденется).

Дети учились правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Дошкольникам предлагалось правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени.

На прогулке, в играх детей подводили к образованию повелительного наклонения глагола-действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги, идём, бежим, пусть бежит, идёмте), и к образованию сослагательного наклонения – возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).

Формирование грамматических навыков у детей происходило как в процессе бытового общения, так и при проведении специальных речевых упражнений, при работе с картинками. Например,

Одной из эффективных форм обучения детей употреблению глаголов настоящего и прошедшего времени служит дидактическая игра (игра - упражнение). Во время игр детям предлагалось выполнить определённые действия: рисовать, строить, собрать что-то, одеть, накормить куклу и т.д.

Во время выполнения этих действий или после того, детей просили отвечать полными фразами:

- Что ты сейчас делаешь?- Я рисую самолёт (я строю дом);

- Что ты делал? – Я рисовал самолёт;

- Что ты сделал? – Я нарисовал самолёт.

В процессе коррекционной работы использовались разнообразные методы и приемы.

День недели

Режимный

момент

Цель

Методы и приёмы

понедельник

1

Организация настольных игр

Учить соотносить слово с изображенным на картинке действием

Дидактическая игра «Лото»

2

Подготовка к

прогулке

Обучение образованию глаголов приставочным способом

Вопросы, указания

вторник

1

Работа в книжном уголке

Обучение употреблению в речи глаголов движения (ехать, идти, бегать)

Рассматривание иллюстрации, беседа, вопросы

2

Прогулка

Упражнять в образовании глаголов единственного и множественного числа

Игра с мячом «Один - много»

среда

1

Индивидуальная работа по развитию речи

Обучение образованию синонимических пар глаголов

Дидактическая игра «Скажи по-другому»

2

Работа по ОБЖ

Обучение употреблению в речи глаголов состояния (спать, говорить, есть), образованию глаголов приставочным способом

Беседа «Один дома»

четверг

1

Прогулка

Учить употреблять глаголы неопределенной формы в сочетании со словами можно/нельзя

Игра с мячом «Можно - нельзя»

2

Индивидуальная работа по развитию речи

Упражнять в образовании глаголов с помощью продуктивных приставок

Дидактическая игра «Птичка»

пятница

1

Прогулка

Обучение образованию антонимических пар глаголов приставочным способом

Дидактическая игра «Наоборот» (можно с мячом)

2

Индивидуальная работа по развитию речи

Обучение образованию глаголов совершенного вида с помощью приставок

Дидактическая игра «Сначала… потом»

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Особенности развития детей младшего школьного возраста
Наиболее характерным для периода 7-10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Этот переходный период отличается тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами, присущими школьникам. В этот период продолжается активное созрева ...

Влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов
Исходный уровень физической работоспособности детей опытных групп перед началом исследования определялся по результатам тестов, которые подробно описаны во второй главе. Исходные результаты контрольных испытаний показывают, что обследуемый контингент учащихся 6-х классов по показателям физической р ...

Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
В последнее десятилетие активно возрастает интерес к педагогической составляющей процесса социализации, к той системе ценностей социальной среды, которая соответствует современным условиям воспитания подрастающего поколения. В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и резул ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru