Образование: статьи и материалы » Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи словообразованию в повседневной жизнедеятельности » Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в повседневной деятельности

Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в повседневной деятельности

Страница 1

Задачи обучающего этапа:

апробировать подобранные методы и приёмы обучения детей 5-6 лет с ОНР различным способам словообразования в повседневной жизнедеятельности;

составить комплекс наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых при обучении образованию слов-действий детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Важность глагольного формо- и словообразования объясняется тем, что глаголу, как самой динамичной части речи русского языка, присуща особенная система грамматических форм словообразования и словоизменения.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» обучение детей 5-6 лет правильному употреблению грамматических форм основных частей речи осуществлялось в процессе всех режимных моментов.

В речь детей вводились следующие категории слов-действий:

1. Глаголы неопределённой формы в сочетании с другими глаголами, обозначающими:

- начало действия (Данила начал поправляться;Данила стал выздоравливать);

- умение /или неумение (я умею лепить, но не умею ещё читать);

- цель (мы едем отдыхать);

- сочетания со словами надо, можно, нельзя (надо рано вставать; нельзя разговаривать; можно читать).

2. Некоторые глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени с частицей -ся и без неё (я буду играть – я поиграю; он будет одеваться – он оденется).

Дети учились правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Дошкольникам предлагалось правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени.

На прогулке, в играх детей подводили к образованию повелительного наклонения глагола-действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги, идём, бежим, пусть бежит, идёмте), и к образованию сослагательного наклонения – возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).

Формирование грамматических навыков у детей происходило как в процессе бытового общения, так и при проведении специальных речевых упражнений, при работе с картинками. Например,

Одной из эффективных форм обучения детей употреблению глаголов настоящего и прошедшего времени служит дидактическая игра (игра - упражнение). Во время игр детям предлагалось выполнить определённые действия: рисовать, строить, собрать что-то, одеть, накормить куклу и т.д.

Во время выполнения этих действий или после того, детей просили отвечать полными фразами:

- Что ты сейчас делаешь?- Я рисую самолёт (я строю дом);

- Что ты делал? – Я рисовал самолёт;

- Что ты сделал? – Я нарисовал самолёт.

В процессе коррекционной работы использовались разнообразные методы и приемы.

День недели

Режимный

момент

Цель

Методы и приёмы

понедельник

1

Организация настольных игр

Учить соотносить слово с изображенным на картинке действием

Дидактическая игра «Лото»

2

Подготовка к

прогулке

Обучение образованию глаголов приставочным способом

Вопросы, указания

вторник

1

Работа в книжном уголке

Обучение употреблению в речи глаголов движения (ехать, идти, бегать)

Рассматривание иллюстрации, беседа, вопросы

2

Прогулка

Упражнять в образовании глаголов единственного и множественного числа

Игра с мячом «Один - много»

среда

1

Индивидуальная работа по развитию речи

Обучение образованию синонимических пар глаголов

Дидактическая игра «Скажи по-другому»

2

Работа по ОБЖ

Обучение употреблению в речи глаголов состояния (спать, говорить, есть), образованию глаголов приставочным способом

Беседа «Один дома»

четверг

1

Прогулка

Учить употреблять глаголы неопределенной формы в сочетании со словами можно/нельзя

Игра с мячом «Можно - нельзя»

2

Индивидуальная работа по развитию речи

Упражнять в образовании глаголов с помощью продуктивных приставок

Дидактическая игра «Птичка»

пятница

1

Прогулка

Обучение образованию антонимических пар глаголов приставочным способом

Дидактическая игра «Наоборот» (можно с мячом)

2

Индивидуальная работа по развитию речи

Обучение образованию глаголов совершенного вида с помощью приставок

Дидактическая игра «Сначала… потом»

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспит ...

Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Понятие физического воспитания
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило со ...

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки
Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Как писал один из его последовател ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru