Образование: статьи и материалы » Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи словообразованию в повседневной жизнедеятельности » Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в повседневной деятельности

Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в повседневной деятельности

Страница 2

Целенаправленная, систематическая работа по формированию словообразования глаголов осуществлялась с Павлом Г., Михаилом С., Егором К., Ярославом Г., Максимом Л., Алисой К., Даниилом Ю., Никитой К., Риммой Л., Алексеем К В процессе бесед, дидактических игр детей обучали дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида: образованию глаголов совершенного вида с помощью приставок: -с (играть - сыграть, петь — спеть, есть — съесть, делать — сделать),-на (рисовать — нарисовать, колоть — наколоть, писать — написать),-по (обедать — пообедать, сеять — посеять, ужинать — поужинать),-про (читать — прочитать); Во время индивидуальной работы детям Павлу Г., Михаилу С. предлагалось показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: мыла - вымыла, вешает - повесила, умывается – умылся, рисует – нарисовал, одевается - оделся, прячется - спрятался. Во время подготовки к прогулке учили Даниила Ю., Максима Л. образовывать глаголы несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов - ива -, -ыва -, -ва (застегнуть — застегивать, умыть — умывать, заталкивать — затолкнуть).

Чрезвычайно сложной для детей оказалась игра: «Чем отличаются слова?», которая направлена на обучение дифференциации возвратных и невозвратных глаголов. Экспериментатор просила детей показать на картинках, кто умывает – а кто умывается, кто обувает – а кто обувается. Совместно с детьми делается вывод: умывается, знается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой. Определяется, какая общая часть слышится в конце этих слов? (ся). Достаточно сложная работа проводилась по обучению дифференциации глаголов с наиболее продуктивными приставками: вмы -, подот -, при -, у -, пере -, за -, от-, на - вы-…В процессе дидактической игры «Чем отличаются слова?» экспериментатор называла слова, обозначающие действия, а дети показывали соответствующую картинку. Речевой материал:

входит - выходит, подходит — отходит,

влетает - вылетает, подлетает—отлетает,

приходит — уходит, насыпает — высыпает.

С большим удовольствием дети играли в лото. Для поддержания интереса к игре и для выполнения дидактических целей были изготовлены яркие, ламинированные карточки с картинками, изображающими действия. Воспитатель называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой. Для детей успешно участвующих в обучающем эксперименте экспериментатор предлагала детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

По формированию словоизменения глагола работа проводилась в следующей последовательности: 1.Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе. 2.Чрезвычайно сложным и до конца нерешенным оказалось обучение детей чередованию звуков в основе (течет - текут, бежит - бегут, печет - пекут, стережет - стерегут, толчет - толкут, стрижет - стригут и др.). В своей речи дети часто неправильно называли слова (течут, бежут, ) и воспитателю приходилось постоянно обращать внимание на речевой образец. 3. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Психолого-педагогические условия экономического воспитания
Эффективность экономического воспитания младших школьников обеспечивается рядом условий: - включением детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая; - максимальным использованием учителями возможностей учебно-воспитательного процесса начальной школы; - выявлением ...

Сущность нравственного воспитания
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: ”Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зов ...

Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в процессе рисования с натуры
В процессе жизни человек получает самые различные впечатления от многих предметов. При этом признаки предметов, объектов или явлений не только запечатлеваются в памяти, но и сопоставляются друг с другом по сходству: форма с формой, цвет с цветом и т.д. При этом прочнее запоминаются в каждом предмет ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru