Образование: статьи и материалы » Роль учебного курса информатики в формировании мировоззрения обучаемых » Формирование мировоззрения через социокульурное содержание школьного курса информатики

Формирование мировоззрения через социокульурное содержание школьного курса информатики

Страница 1

Прежде всего, необходимо определить значение слов «социокультурный опыт». Это накопленный в течение столетий творческий опыт поколений, неразрывно связанный с духовными устоями, героической историей и культурой нашей страны. И это созидательный опыт межпоколенного взаимодействия, безусловно, должен активно использоваться, а не отвергаться современным образованием. Использование социокультурного опыта является педагогически целесообразным, то есть сообразуется с целями и принципами современного российского образования, заложенных в статьях 2-й 14-й Закона РФ «Об образовании», где нормативно закрепляется единство федерального культурного и общеобразовательного пространства, содействующее интеграции личности в национальную и мировую культуру. То есть, образование не может существовать в отрыве от культуры, а культура без образования, между ними должна быть восстановлена тесная взаимосвязь. Другими словами, образование должно быть сообразным культуре – культуросообразным. Принцип культуросообразности, в свою очередь, заявлен в качестве одного из ведущих принципов «Общеобразовательной программы развития воспитания детей до 2010 года»,под которым понимается развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами культуры, что способствует формированию у подрастающего поколения бережного отношения к историческому опыту своего народа. Здесь необходимо особо указать на различие между реализацией принципа культуросообразности в образовании и «обучением религии», которое также допускается в системе светского школьного образования, но вне рамок обязательной программы, то есть факультативно. Таким образом, культуросообразность в образовании – это не отстранённость от вероучительной стороны жизни и не обучение религии, а живая традиция педагогического опыта нравственного воспитания подрастающего поколения в согласии с ценностными нормами отечественной духовной культуры. Решая задачу воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, нельзя забывать, что мы – граждане России, Российской Федерации, то есть, Российского Союзного государства. Можно ли сегодня ощущать себя полноценным гражданином России без знания истории своей страны, её культурного наследия, духовных корней и государствообразующих основ, её тысячелетней традиции – Православной традиции, явившейся духовным фундаментом современного существования в едином правовом пространстве различных народов и народностей при сохранении их религиозной идентичности, национального своеобразия и культурной самобытности? И этот союз стал возможным именно в духовном пространстве русской православной культуры.

Не знать своего прошлого, значит, не понимать настоящего и не иметь будущего. И, в первую очередь это касается нас, москвичей – граждан, живущих в многонациональной столице нашей Родины. Никто из москвичей не должен чувствовать себя здесь гостем, заезжим, поселенцем, чужаком, невеждой или варваром. Каждый должен иметь возможность приобщиться к исконным для российской столицы культурным ценностям и традициям, научиться лучше понимать, уважать и ценить духовно-нравственные истоки российской культуры.

Культурное воспитание становится невозможным в условиях, когда российские дети, получая школьное образование, лишаются права познакомиться с духовным наследием своей страны, своего родного края, не имеют реальной возможности узнать об основах той веры, которой веками жили и сегодня живут их отцы и деды. Сегодня очень много говорят о необходимости духовного возрождения России. Но на деле всё ощутимее становится обратный процесс: нарушается связь времён, культурная преемственность поколений, и уже очень скоро мы рискуем превратиться в «иванов, не помнящих родства».

Быть москвичом, коренным москвичом, значит, с детства быть знакомым не только со светской городской культурой, но и с духовными корнями столичной жизни, приобщиться к её духовным богатствам, открыть для себя высокое и священное значение Москвы как сердца православной культуры в истории России. Изучение основ православной культуры в московских школах – это начало пути к обретению духовного будущего страны и верная основа воспитания подлинно гражданского самосознания, религиозной терпимости и истинного патриотизма у российских детей.

Важно заметить, что социокультурный подход направляет развитие индивидуума на самоутверждение в обществе, создаёт условия для управления внутренними ресурсами, формирует общий социокультурный стержень всех участников педагогического процесса. Социокультурный подход успешно сосуществует с иными педагогическими системами и технологиями, переплетаясь с ними и взаимообогащаясь

Содержательной основой данной системы может стать предмет «Информатика», он выступает и в качестве основы для установления межпредметных связей. Целостный образовательный процесс позволит обеспечить пять аспектов качества образования: содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический и социокультурный.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Авторская технология создания УМК "Компьютерная графика"
Разработка электронных учебно-методических комплексов в среде мультимедиа является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе все основные этапы создания компьютерного учебного курса и возможные принимаемые на каждом этапе разработки решения. На предварительном эта ...

Вопросы развития связной речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе
Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или [в частном случае] для целей регуляции и контроля собственной деятельности [Речь внутренняя ...

Реализация программы “ Уроки творчества”
Реализация программы творческих заданий в рамках учебных дисциплин начальной школы удается только в первом классе. Начиная со второго класса, отсутствие в учебных предметах заданий, содержащих противоречия, и недостаток времени на освоение методов организации творческой деятельности учащихся компен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru