Образование: статьи и материалы » Эстетическое воспитание » Методы воспитания

Методы воспитания

Страница 1

В педагогике, в частности в теории воспитания, существуют понятия средств, методов и приемов воспитания, а также форм организации воспитательного процесса.

Под средствами воспитания понимают виды деятельности, развивающие личность. К ним относятся: труд, познание, общение, игра, спорт. В процессе деятельности человек достигает заранее намеченной цели, учится практически преодолевать трудности, приобретает положительный опыт поведения и т. д. В процессе деятельности создаются благоприятные предпосылки для формирования моральных и волевых качеств личности. Однако в любом случае деятельность должна удовлетворять педагогическим требованиям.

Методы нравственного воспитания — это такие способы воспитательного воздействия на личность, которые применяются преподавателем и коллективом с целью развития нравственных убеждений, чувств и поведения.

При правильном выборе методов нравственного воспитания ответные действия студентов помогают преподавателю решить воспитательные задачи. Выбор этих методов зависит от задач и содержания воспитательной деятельности, индивидуальных особенностей студента и степени педагогического мастерства преподавателя.

Формы организации воспитательной работы по содержанию очень близки к методам воспитания. Выделяются такие формы организации воспитательной работы, как массовая (праздники, соревнования), групповая (кружки, факультативы), индивидуальная.

Наиболее устоявшаяся традиционная классификация методов воспитания включает четыре группы методов:

Методы убеждения.

Методы организации положительной деятельности воспитанников, или методы упражнения и приучения.

Методы поощрения.

Методы наказания.

При помощи этих методов решаются две основные задачи: приобретение студентами положительного опыта поведения и развитие их сознания.

Методы, направленные на формирование нравственного сознания, нравственных понятий и чувств, обычно называют методами убеждения. Эти методы рассчитаны на нравственные нормы и правила поведения, на обучение студента умению оценивать свое собственное поведение и поведение товарищей. Знания и понятия лежат в основе убеждений, когда они подкрепляются примером и закрепляются в практике поведения.

Убеждение имеет разнообразные формы: 1) теоретические семинары и конференции; 2) этические беседы (групповые и индивидуальные) — предполагают живое обсуждение вопросов этики поведения, являются средством углубления, уточнения нравственных понятий, знаний, закрепления новых знаний, формирования системы нравственных взглядов, убеждений; 3) разъяснение, совет, внушение; 4) диспуты — живые, горячие споры на этические и эстетические темы способствуют развитию самостоятельного мышления, умению вести спор, отстаивать свои убеждения; 5) встречи с интересными людьми; 6) читательские конференции; 7) лекции, доклады на нравственные темы; 8) тематические собрания.

Общее направление всех методов убеждения — сформировать нравственные понятия, научить противостоять плохому, разбираться в сущности нравственных норм, в том, что хорошо, что плохо, не уходить от острых вопросов, проявлять стойкость и принципиальность при их обсуждении. Методы убеждения не только знакомят студентов с нравственными принципами, но и помогают превратить нравственные занятия в мотивы их поведения.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Грамматические структуры и структурная группа
Формирование механизма восприятия и порождения высказываний осуществляется с помощью грамматических структур – типовых предложений, в которых синтаксическая модель представлена в развертке именных, глагольных и адвербиальных групп в соответствующем морфологическом оформлении. В упражнениях ученик о ...

Лексическая компетенция как цель обучения иностранным языкам в школе
Как известно, цель понимается в психологии как осознанный образ будущего результата действия. Это дает основание сформулировать цель применительно к обучению иностранным языкам как осознанно планируемый результат преподавания и изучения языка и культуры. В основе обучения иностранным языкам как явл ...

Подготовка скульпторов в системе отечественного художественного образования
В 2007 году Российской Академии художеств исполнилось 250 лет. По инициативе куратора Московского Университета Ивана Ивановича Шувалова указом Сената от 6 (17 по новому стилю) ноября 1757 года в Санкт-Петербурге была учреждена "Академия трех знатнейших художеств". Уже через год в Академию ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru