Образование: статьи и материалы » Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам » Понятие «познавательная активность обучающихся»

Понятие «познавательная активность обучающихся»

Страница 1

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

Познавательный процесс является результатом функционирования всех элементов дидактической системы, и его эффективность определяется качеством этих элементов. Поэтому большое значение придается не только количественной оценки эффективности, но и главным образом общему анализу методов воспитания и познавательной деятельности обучаемых, которая является одним из эффективных путей повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. Ее следует рассматривать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания.

Различают познавательную активность двух типов:

- направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность)

- создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность).

Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно- подражательный, поисково- исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификации методов обучения.

Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия.

Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу.

Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях.

Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем.

Организуя и осуществляя последовательность дидактических ситуаций в учебном процессе, нужно в рамках каждой из них реализовывать два этапа познавательной деятельности учащихся.

Первый этап — восприятие учебной информации, ее переработка на базе известных алгоритмов действий, а также ее преобразование и запоминание.

Второй этап — применение знаний на практике.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Методические основы обучения теории музыки и композиции с использованием персонального компьютера
Цель современного гуманитарного образования – «раскрытие индивидуального содержания личности». Стремление к этой цели стимулирует активный поиск новых педагогических технологий, прежде всего личностно-ориентированных методик обучения. В связи с этим центральной задачей становится обеспечение возмож ...

Причины возникновения и развития девиантного поведения у девочек-подростков
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение девочек в этом возрасте - внешнее проявление сложного процесса становления ее характера. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а ...

Номенклатура кристаллогидратов
Для кристаллогидратов как и для всех химических соединений существуют правила названий. Название кристаллогидрата строится из систематического названия соли и указывается количество молекул кристаллизационной воды входящих в формальную единицу. Рассмотрим конкретные примеры. CuSO4· 5H2O – пентагидр ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru