В формирующем эксперименте приняли участие учащиеся экспериментальной группы.
На данном этапе эксперимента мы провели работу по развитию логического мышления у младших школьников в процессе рисования с натуры.
Задачами развития логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры мы выделили следующие:
- научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;
- научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;
- развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);
- развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);
- развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;
- накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета.
У младших школьников довольно хорошо в процессе рисования с натуры начинает развиваться логическое мышление. Они начинают выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.
Эти задачи осуществляются, начиная с первого занятия, например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются школьниками. В ходе формирующего этапа эксперимента мы учили младших школьников видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле. Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы. Такое же многообразие в передаче особенностей предмета закрепляется в темах по изображению овощей, фруктов и т. д. Для этого мы знакомили школьников с получением оттенков цвета и составлением новых цветов.
Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов младшие школьники осваивали при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол.
Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в различных поворотах, отметить особенности его строения.
Мы учили школьников рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу. Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.
Примеры занятий по рисованию на формирующем этапе представлены в приложении 4.
Рассмотрим методику проведения одного из занятий формирующего этапа.
Похожие статьи:
К.Д. Ушинский – учитель русских учителей
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). Прожил он недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. То же, что Корейский в Моравии, Песталоцци в Швейцарии, совершил Ушинский в России - переворот в теории, революцию в педагогической практике. Ушинский разделил судьбу своих вели ...
Необходимость изучения компьютерной графики
в средней школе
Известный российский педагог Б.С. Гершунский в своей работе "Философия образования для XXI века" подчеркнул необходимость исследования "путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивно ...
Технологии проведения коллективных творческих дел
Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действите ...