Образование: статьи и материалы » Игровые приёмы в обучении младших школьников изобразительной деятельности » Классификация игр

Классификация игр

Система применения игры в процессе обучения изобразительному искусству будет более понятна, если условно разложить ее содержание на микросистемы - виды, а также выделить их специфику в данном виде деятельности.

ОДИ (организационно-деятельная игра) - могут применяться в поисках решения реальных, жизненно и профессионально значимых проблем. Решающую роль в организации и моделирования процесса таких игр имеет руководитель.

ДИ (деловые игры) - близкие к ОДИ по своей структуре и содержанию. В ходе их идет поиск решения, имеющего реальное приложение к социальной и профессиональной практике, но их применение связано с более узким кругом проблем - определенных профессиональных, экономических, образовательных. ДИ могут входить в структуру и содержание ОДИ как ее часть, определенный компонент.

УИИ (учебно-имитационные игры) в большей степени носят тренировочный характер, способствующий отработке определенных предметных, профессиональных умений. УИИ также могут входить в содержание и технологию ДИ как ее структурный элемент.

РИ (ролевые игры) имеют свою специфику, отличающуюся драматургическим характером содержания и технологии. Её цель в большей степени носит воспитательный, поведенческий характер. Попытка войти в «чужую» роль, мысли, характер, Заданные обстоятельства - всё это ставит РИ в ряд интереснейших эмоциональных форм решения различных социальных и психологических проблем. РИ сродни постановке спектакля, в котором есть главные и второстепенные роли, персонажи; есть сюжет действия; характер, образ. Только в отличие от театра здесь роли, персонажи носят временно-условный характер, действие («сцены», «картины») импровизированно-имитационно, а главное - оно не повторяется для зрителя, поскольку в этом «театре» «актер» и «зритель» в одном лице. «Театральный» характер ролевых игр привлекает все большее внимание сторонников среди взрослых, не говоря уже о детских коллективах. Они очень органично вливаются в состав, структуры всех остальных игр и могут с успехом использоваться и в ОДИ, и ДИ, и в УИИ.

Таким образом, можно представить структуру «взаимоотношений» различных видов игр, их классификацию, в зависимости от целей и содержания каждой из них:

Динамика игр заключается в том, что каждая может иметь самостоятельный характер, но в зависимости от содержания и технологии включат элементы другой, но в иерархическом соотношении.

Как же «ведут» себя эти обобщенные виды «взрослых» игр на уроках изобразительно искусства? Приемлемы ли они в процессе обучения искусству?

В психолого-педагогической литературе понятие детской игры дается отдельно от деловой, тем самым как бы не признается возможность деловых игр в деятельности детей.

В структуру игры детей входят:

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия, как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными;

реальные отношения между играющими.

Единицей игры и ее центральным моментом является роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности;

содержанием игры выступает то, что воспроизводится в качестве главного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой и

общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Итак, в учебной деятельности детей признается только ролевая игра. Причем, сама игра как процесс должна заключать в себе свои содержание, методы и технологию, зависящие от цели и особенностей субъектов игры - ее участников.

Модель «детской» учебной ролевой игры (обобщённый вариант)


Похожие статьи:

Красночикойский профессиональный лицей № 22
Красночикойский профессиональный лицей №22 реорганизован из СПТУ в Лицей приказом Министра образования 18 августа 1990 года. Лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования от 24 января 2000 года за №А549066 (НПО), от 19 июня 1999 г. №3933 (СПО) Красночи ...

Характеристика общего нарушения речи и направления коррекционной работы
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности ...

Характеристика эвристических методов
Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на оргдеятельностные, когнитивные и креативные. Когнитивные методы: - метод вживания, (с помощью чувствен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru