Образование: статьи и материалы » Профессиографический подход к формированию качеств личности будущего специалиста » Профессиограмма и ее составляющие

Профессиограмма и ее составляющие

Профессиограмма – это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться специалистом, при помощи каких ресурсов, в каких производственных условиях.

Профессиограмма включает производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики. Психологическая и психофизиологическая характеристики составляют психограмму.

Психограмма – это «психологический «портрет» профессии, содержащий требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Психограмма способствует оптимизации и повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля.

Возможны различные подходы к исследованию профессии и построению ее профессиограммы: комплексный (учитывается широкий круг характеристик: социальных, технологических, медицинских, гигиенических), аналитический (анализ обобщенных нормативных и морфологических показателей структуры профессии), задачно-личностный подход (описание объективных профессиональных задач, профессиональных знаний, умений, результатов труда и психологических характеристик субъекта, необходимых для выполнения задач). Наиболее часто при составлении профессиограммы используют задачно-личностный подход.

Профессиограмма с позиции задачно-личностного подхода должна отвечать следующим требованиям:

1) четко выделять предмет и основные результаты труда;

2) подчеркивать направленность труда на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм);

3) не выделять отдельные составляющие профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая ее приоритетные составляющие;

4) иметь направленность на решение практических задач (профотбор, обучение, рационализация трудовой деятельности);

5) показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в процессе труда, позволяющие человеку выбирать оптимальные направления роста с учетом своей индивидуальности; показывать перспективы изменений в самой профессии;

6) отражать некомпенсируемые профессионально важные качества личности.

Качества личности – обобщенные свойства личности, характеризующие человека по следующим аспектам:

социальному (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта кругозора, культура, удовлетворенность профессиональной деятельностью);

психологическому (черты характера, особенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявление воли);

физиологическому (тип высшей нервной деятельности, особенности организации мозговых регуляторных систем).

Профессионально важные качества (ПВК) – это психологические качества человека, необходимые для данной профессии, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.).

ПВК, с одной стороны, являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой – они сами совершенствуются в ходе деятельности.

Примером реализации задачно-личностного подхода к построению профессиограммы могут служить профессиограммы специалистов – выпускников ЧитТЭК, представленные в Приложении (см. Приложение).


Похожие статьи:

Развитие познавательных способностей обучающихся
В процессе учебной деятельности учащегося, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, чт ...

Содержание и формы фольклора в работе с детьми
В современных условиях решение задач по восстановлению ценностей национальной культуры может быть обеспечено применением всех образовательных форм и способов погружения ребёнка в культурную традицию: в рамках учебных курсов и через воссоздание культурных ситуаций в художественно-творческой и праздн ...

Образовательная компетентность
Необходимо отметить, что следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Образовательная компетентность – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-знач ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru