Образование: статьи и материалы » Профессиографический подход к формированию качеств личности будущего специалиста » Профессиограмма и ее составляющие

Профессиограмма и ее составляющие

Профессиограмма – это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться специалистом, при помощи каких ресурсов, в каких производственных условиях.

Профессиограмма включает производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики. Психологическая и психофизиологическая характеристики составляют психограмму.

Психограмма – это «психологический «портрет» профессии, содержащий требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Психограмма способствует оптимизации и повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля.

Возможны различные подходы к исследованию профессии и построению ее профессиограммы: комплексный (учитывается широкий круг характеристик: социальных, технологических, медицинских, гигиенических), аналитический (анализ обобщенных нормативных и морфологических показателей структуры профессии), задачно-личностный подход (описание объективных профессиональных задач, профессиональных знаний, умений, результатов труда и психологических характеристик субъекта, необходимых для выполнения задач). Наиболее часто при составлении профессиограммы используют задачно-личностный подход.

Профессиограмма с позиции задачно-личностного подхода должна отвечать следующим требованиям:

1) четко выделять предмет и основные результаты труда;

2) подчеркивать направленность труда на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм);

3) не выделять отдельные составляющие профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая ее приоритетные составляющие;

4) иметь направленность на решение практических задач (профотбор, обучение, рационализация трудовой деятельности);

5) показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в процессе труда, позволяющие человеку выбирать оптимальные направления роста с учетом своей индивидуальности; показывать перспективы изменений в самой профессии;

6) отражать некомпенсируемые профессионально важные качества личности.

Качества личности – обобщенные свойства личности, характеризующие человека по следующим аспектам:

социальному (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта кругозора, культура, удовлетворенность профессиональной деятельностью);

психологическому (черты характера, особенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявление воли);

физиологическому (тип высшей нервной деятельности, особенности организации мозговых регуляторных систем).

Профессионально важные качества (ПВК) – это психологические качества человека, необходимые для данной профессии, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.).

ПВК, с одной стороны, являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой – они сами совершенствуются в ходе деятельности.

Примером реализации задачно-личностного подхода к построению профессиограммы могут служить профессиограммы специалистов – выпускников ЧитТЭК, представленные в Приложении (см. Приложение).


Похожие статьи:

Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспит ...

Влияние личностных качеств на жизненное везение и удачу
Под личными качествами человека подразумевают: характер человека, темперамент, эмоции, подсознание, восприятие человека, его способности и уверенность в себе. Характер. Так называют индивидуальное (свойственное данному человеку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, атрибутов, данных ...

Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru