Профессиограмма – это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться специалистом, при помощи каких ресурсов, в каких производственных условиях.
Профессиограмма включает производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики. Психологическая и психофизиологическая характеристики составляют психограмму.
Психограмма – это «психологический «портрет» профессии, содержащий требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Психограмма способствует оптимизации и повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля.
Возможны различные подходы к исследованию профессии и построению ее профессиограммы: комплексный (учитывается широкий круг характеристик: социальных, технологических, медицинских, гигиенических), аналитический (анализ обобщенных нормативных и морфологических показателей структуры профессии), задачно-личностный подход (описание объективных профессиональных задач, профессиональных знаний, умений, результатов труда и психологических характеристик субъекта, необходимых для выполнения задач). Наиболее часто при составлении профессиограммы используют задачно-личностный подход.
Профессиограмма с позиции задачно-личностного подхода должна отвечать следующим требованиям:
1) четко выделять предмет и основные результаты труда;
2) подчеркивать направленность труда на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм);
3) не выделять отдельные составляющие профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая ее приоритетные составляющие;
4) иметь направленность на решение практических задач (профотбор, обучение, рационализация трудовой деятельности);
5) показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в процессе труда, позволяющие человеку выбирать оптимальные направления роста с учетом своей индивидуальности; показывать перспективы изменений в самой профессии;
6) отражать некомпенсируемые профессионально важные качества личности.
Качества личности – обобщенные свойства личности, характеризующие человека по следующим аспектам:
социальному (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта кругозора, культура, удовлетворенность профессиональной деятельностью);
психологическому (черты характера, особенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявление воли);
физиологическому (тип высшей нервной деятельности, особенности организации мозговых регуляторных систем).
Профессионально важные качества (ПВК) – это психологические качества человека, необходимые для данной профессии, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.).
ПВК, с одной стороны, являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой – они сами совершенствуются в ходе деятельности.
Примером реализации задачно-личностного подхода к построению профессиограммы могут служить профессиограммы специалистов – выпускников ЧитТЭК, представленные в Приложении (см. Приложение).
Похожие статьи:
Разработка и реализация программы коррекции нарушений поведения детей
младшего школьного возраста
Цель данной наработки состоит в оказании практической помощи детям с нарушением в поведении, устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач: Развитие ...
Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспит ...
Беседа о декоративно-прикладном искусстве татарского народа
Татарский этнос, обладающий самобытной и яркой культурой, издавна привлекал к себе внимание исследователей разных направлений. Материальная культура татар, как и вся их нравственно-духовная жизнь, богата и многообразна. Этические воззрения татар корнями уходят в первобытную эпоху, в семейное и общи ...