Образование: статьи и материалы » Невербальное общение как средство коммуникации при ЗРР у детей третьего года жизни » Мотивы и формы общения

Мотивы и формы общения

Страница 1

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира.

Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков. Помимо коммуникативной функции, речь имеет отношение и к другим явлениям. Она обладает функцией, способствующей переводу информации в регистры первичной и вторичной памяти, и это происходит при непременной ее вербализации.

Также, речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция). Установлена непосредственная связь речи и мышления (мыслительная функция).

Принято считать, что речь является одним из показателей умственного и психического развития ребёнка.

Речь формируется в первые годы жизни. При этом, процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальной среды, пола ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологического контакта с матерью, физиологического развития и функционирования головного мозга. (Т.А. Власова, И.А. Коробейников, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назаров, М.С. Певзнер и др.).

Л.С. Выготский подчеркивал, что детская речь с самого начала имеет социальный характер, т.е. направлена на установление контактов с другими людьми. Ребенок хочет кого-то позвать, что-то спросить, кому-то пожаловаться – добиться внимания, участия матери, отца, няни и для этого начинает очень рано использовать речь.

Проблема мотивации общения, и, как следствие, формирование речевых навыков ребёнка, рассмотрены М.И. Лисиной.

Анализируя результаты экспериментальных работ, автор приходит к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: это 1) потребность во впечатлениях, 2) потребность в активной деятельности и 3) потребность в признании и поддержке. Общение с взрослым, считает М.И. Лисина, составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.

По мнению автора, познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидуальных особенностях взаимоотношения разных мотивов, а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности.

Полученные М.И. Лисиной факты показали, что в первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей с взрослыми является личностный мотив. Он олицетворяется в «персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности детей».

Начиная со второго полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка. В раннем возрасте дети продолжают ценить внимание взрослого, радуются его похвалам, но на первое место у них выдвигается стремление к совместной деятельности и соответственно те качества взрослого, которые делают из него хорошего партнера в этом деле. «Пустая, ни с чем не связанная ласка обычно раздражает малыша, заставляет его увертываться от поглаживающей руки, а похвала за успешное действие вызывает и особую радость ребенка, и даже опережающий ее поиск отношения взрослого», пишет М.И. Лисина.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно ...

Внеурочные формы работы по физической культуре
Когда говорят о массовости физкультурной, спортивной, туристской работы, имеют в виду количество учащихся, привлеченных к занятиям. По форме организации занятий физическими упражнениями выделяют: 1. Массовые мероприятия—с охватом сразу большого числа участников, например массовые игры, соревнования ...

Экспериментальная работа по использованию информационно-коммуникауионных технологий на уроках познание мира в начальной школе
Проанализировав литературу, мы встали перед проблемой, использования информационно-коммуникационной технологии на уроке познание мира, при изучении тем «Многообразие животного мира» и «Многообразие растительного мира». Этапы работы: 1. Констатирующий срез 2. Обучающий эксперимент 3. Контрольный сре ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru