Образование: статьи и материалы » Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений » Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте

Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте

Страница 2

Инициативу в труде дети проявляют в тех случаях, когда воспитатель умело, переходит от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов выполнения. С помощью вопросов педагог постепенно приучает детей обращаться к своему опыту, вспоминать, что научились делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может проявить инициативу. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями, ремонт книг и др.), трудом в природе.

Проявлению инициативы детей' в труде, особенно на пятом году жизни, во многом способствуют поручения, даваемые воспитателем задолго до их выполнения: что-либо сделать, но после завтрака, обеда, игры, сна и т.д. При этом педагог предлагает ребенку напомнить ему об этом: «Сережа, у нас времени мало, а вот после сна напомни мне. Я тебе поручу очень нужное дело. Хорошо?» Обычно ребенка очень радует доверие воспитателя.

В младшей и средней группе особенно важно замечать детскую инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым. Отсюда необходимо, чтобы поручения не заглушали детское желание участвовать в труде. Воспитатель иногда называет дела, которые дети могли бы выполнить, не ожидая указаний взрослых: увидел, что валяется вещь, игрушка,— подними, положи на место; вошел в группу взрослый — предложи стул; увидел, что кому-то трудно нести, поднять, подвинуть,— помоги и т.д. Напоминания воспитателя о делах, нужных для всей группы, позволяют детям увидеть, что они могут делать по собственной инициативе. Если дела не делаются по собственному почину ребят, воспитатель может вновь напомнить о предстоящей работе, точно указать, где и когда они могли бы что-то сделать. («Если хочешь покормить животных, сменить воду им, полить клумбу, огород, напомни мне об этом на прогулке».)

Детям 3—5 лет сложно определить предстоящую работу, когда воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что надо сделать. В подобных ситуациях особенно важно поощрение стремления ребенка трудиться, его инициативу следует подчеркивать и оценивать особо: «Олег очень внимательный, аккуратный мальчик. Он увидел возле кормушки разлитую воду и вытер. Он поступил правильно».

В оценке труда, достигнутых результатов на младших ступенях дошкольного возраста следует широко использовать игровые приемы. Здесь воспитатель не может обойтись без персонажей кукольного театра «Петрушка». С его помощью воспитателю легко удается не только оценить сделанную работу, но и легко закрепить полезные и нужные в трудовой деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело до конца, проявлять старание. В занимательной игровой форме воспитатель анализирует деятельность ребенка, рассказывает, что он хорошо выполнял, в чем ошибался. Активное равномерное участие детей от 3 до 5 лет в выполнении повседневных поручений явится важной и своевременной подготовкой к участию в дежурствах — первых обязанностей дошкольников.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Приём ассоциативной связи при работе со словарными словами
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов я предлагаю использовать приём ассоциативного запоми ...

Экспериментальное исследование уровня сформированности экономических представлений у младших школьников
Объект исследования. Процесс и результат решения младшими школьниками средней общеобразовательной школы № 65 города Кемерово задач на понимание экономических представлений. Предмет исследования: способность младших школьников к объяснению экономических терминов. Задачи исследования. Исследовать мех ...

Работа над «зрительным» образом слова
Ученики могут определить нужную букву, обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарями, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru