Значительно прибавится света в образовании, если строить его с учетом трех главных принципов. Принцип индивидуальности требует, чтобы и в ученике, и в учебном материале сохранялось лицо, индивидуальность. К каждому ученику надо подходить как к особенному, как к личности. Каждая учебная тема должна выделяться своей спецификой, а не быть однообразным продолжением предыдущей.
Принцип целости требует, чтобы знания давались целым куском, не были бы слишком раздробленными. Такие знания не имеют культурного, образующего, воспитывающего значения. Принцип целости выступает против множественности предметов изучения, против чрезмерной краткости уроков, против их обилия в один день.
Принцип единства типа состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления были бы одного типа, т. е. исходили бы из одного источника: либо античности, либо христианства, либо позитивной науки.
Задача школы — воспитать человека культурного. Культурный человек окружает предметом культа, почитания все, с чем связна его жизнь: родину, землю, семью, дом и т. д. Он чтит свою Историю, знает свои обычаи, поклоняется героям прошлого. К сожалению, школа мало что делает для воспитания человека культурного. Не продуманы программы по истории и географии, мало внимания уделяется художественной литературе, язык учебников однообразен, не воссоздает колорит эпох, не дает живого представления прочитанного.
Педагогическая опека не должна быть чрезмерной. Ребенок должен сам находить выходы из сложившейся ситуации, уметь отстаивать свое мнение, постоять за себя. Иначе он вырастет безынициативным, робким, даже бесхарактерным. В бедных семьях, где за детьми меньше присмотра, вырастают смелые, независимые люди. Дети в таких семьях с детства приучаются к труду. Главные составляющие духовного здоровья, считает В. В. Розанов, — труд, нужда. Труд помогает человеку выжить, не потерять своего человеческого облика и в переломные эпохи, когда кажется, что все вокруг приходит в упадок.
Не устраивало Розанова и отсутствие индивидуального подхода в образовании: казенный характер руководства школой передается и в систему обучения, где торжествует безличный стиль преподавания, при котором педагог никогда не обращается к конкретному лицу, но всегда к толпе учащихся. "Эта непризнанная сторона их существа была в то же время самая главная, потому что в отличие от животного человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл; в ней же лежит и родник всего духовного творчества. Почему-то, замечает Розанов, нами начисто забыт опыт той поры, когда превалировала вольная система образования, о которой поэт писал: "Мы все учились понемногу. Чему-нибудь и как-нибудь" и которая, тем не менее, дала России плеяду блестящих умов и талантов.
Более того, согласно Розанову, "формально-разрозненный" подход к образованию рождает у педагога установку, согласно которой предмет и есть воплощение подлинной науки, а у учащихся, овладевших "зубрежно-долбежным методом", появляется уверенность, что "в науку" можно войти легко. И действительно, перед всеми окончившими гимназию открывались двери университетов с их пресловутой автономией. И вчерашние гимназисты, став студентами, привычно "легко", между политическими сходками, овладевали "премудростями избранной ими науки", не внося в нее никаких крупиц нового знания. В результате "как люди, без труда в нее углубляющиеся, не приносящие ей никакого дара, имеют только подобие просвещения, так и она сама, не принимающая более никаких жертв, стала лишь подобием когда-то строгой, уединенной, труднодоступной науки, и свет ее тускл и ложен".
Похожие статьи:
Современный этап развития методики и методики развития речи дошкольников
	 Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение гра ...
	
Классификация игр
	 Система применения игры в процессе обучения изобразительному искусству будет более понятна, если условно разложить ее содержание на микросистемы - виды, а также выделить их специфику в данном виде деятельности. ОДИ (организационно-деятельная игра) - могут применяться в поисках решения реальных, жиз ...
	
Дидактическая игра и игровые ситуации, как средство развития интереса к
знаниям
	 Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, вк ...