Образование: статьи и материалы » Линия "Формализация и моделирование" учебного курса "Информатика" » Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования

Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования

Страница 1

Учащиеся должны знать:

что такое модель; в чем разница между натурной и информа­ционной моделью;

какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ключ записи;

что такое модель знаний, база знаний;

из чего строится логическая модель знаний;

какие проблемы решает раздел информатики «Искусствен­ный интеллект»;

что такое система, системный анализ, системный подход;

что такое граф, элементы графа;

что такое иерархическая система и дерево;

состав базы знаний на Прологе;

как в Прологе представляются факты и правила;

как в Прологе формулируются запросы (цели).

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры натурных и информационных моделей;

проводить в несложных случаях системный анализ объекта (фор­мализацию) с целью построения его информационной модели;

ставить вопросы к моделям и формулировать задачи;

проводить вычислительный эксперимент над простейшей математической моделью;

ориентироваться в таблично-организованной информации;

описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

различать декларативные и процедурные знания, факты и правила.

ориентироваться в информационных моделях на языке гра­фов;

описать несложную иерархическую систему в виде дерева;

построить базу знаний на Прологе для простой предметной области (типа родственных связей);

сформулировать на Прологе запросы к данной базе знаний;

работать на компьютере в среде системы программирования Пролог.

Примерное содержание и планирование линии «формализация и моделирование» в базовом курсе средней школы по учебнику макаровой н.в. «информатика 7 – 9 кл.»

№п/п

№ раздела, темы

Название раздела, темы

Определения

Класс, в котором изучается данная тема

Количество часов, отведенных на данную тему

Всего

теор

практ

1

2

3

4

5

6

7

8

РАЗДЕЛ 2

Информационная картина мира

Тема 6.

Представление об объектах окружающего мира

7 кл.

2

2

0

8 кл.

0

0

0

9 кл.

0

0

0

6.1.

Что такое объект

Объект (материальный, нематериальный)

7 кл.

1

1

0

6.2.

Свойства и параметры объекта

Параметр (значение, свойство, величина, признаки)

7 кл.

6.3

Действие как характеристика объекта

Состояние объекта, процесс

7 кл.

1

1

0

6.4

Среда существования объекта

Среда

7 кл.

Тема 7.

Информационная модель объекта

7 кл.

1

1

0

8 кл.

0

0

0

9 кл.

0

0

0

7.1.

Понятие модели

Модель (предметные и абстрактные), примеры моделей

7 кл.

1

7.2

Информационная модель объекта

Информационная модель, цель, формы представления моделей

7.3.

Примеры информационных моделей объектов

Тема 8.

Представление о системе объектов

7 кл.

3,5

2

1,5

8 кл.

0

0

0

9 кл.

0

0

0

8.1

Отношения объектов

Пространственные, временные, части и целого, формы и содержания, математические, общественные, примеры отношений

7 кл.

1

0,5

0,5

8.2.

Связи объектов

Связи (примеры связей: механические, электромеханические, межличностные, географические, экономические, экологические)

8.3.

Понятие о системе

- Элемент системы, система, цель изучения системы (примеры систем: организационная, техническая, знаковая, биологическая),

- связи и отношения между элементами системы (примеры связей: пространственные, временные, социальные, генетические, материальные),

- среда, целостность, работоспособность.

7 кл.

0,5

0,5

8.4.

Информационная модель системы

-Система как объект, ее информационная модель (анализ);

- информационные модели элементов системы

- связи и отношения между элементами

- взаимодействие элементов( системный подход, системное мышление)

- примеры

7 кл.

2

1

1

Тема 9.

Основы классификации (объектов)

7 кл.

0

0

0

8 кл.

3

2

1

9 кл.

0

0

0

9.1.

Классы и классификация

Класс, классификация (дерево, иерархическая схема)

8 кл.

1

1

0

9.2.

Основание классификации

Классификация (группировка по намеченным признакам, основание классификации (несколько признаков))

9.3.

Наследование свойств

Наследование, роль классификации,

9.4.

Примеры классификации различных объектов

8 кл.

1

0,5

0,5

9.5.

Классификация компьютерных документов

Текст, графика, таблица, БД, составной документ

8 кл.

1

0,5

0,5

Тема 10.

Классификация моделей

7 кл.

4

1

3

8 кл.

6

2

4

9 кл.

4

1

3

10.1

Виды классификации моделей

По области использования (учебные, опытные, научно – технические, игровые, имитационные);

По фактору времени (статистическая, динамическая)

8 кл.

2

1

1

1

2

3

4

5

6

7

8

10.2.

Классификация моделей по способу представления

По способу представления (материальные, абстрактные(мысленные, вербальные, информационные)

10.3

Инструменты моделирования

Компьютерные и некомпьютерные информационные модели,

аппаратная и программная поддержка (прикладные программные среды, среда программирования)

7 кл. моделирование в графическом и текстовом редакторах

4

1

3

8 кл. моделирование в табличном редакторе

4

1

3

9 кл. Моделирование в среде БД

4

1

3

Тема 11.

Основные этапы моделирования

7 кл.

10

3

7

8 кл.

12

3,5

8,5

9 кл.

11

2,5

8,5

11.1

Место моделирования в деятельности человека

Моделирование (модели материальных объектов, модели явлений, модели процессов, модель системы)

Этапы деятельности при исследовании объекта, этапы моделирования,

7 кл.

1

1

0

8 кл.

2

1

1

11.2

Постановка задачи

Описание задачи, цель моделирования, формализация,

7 кл

1

0,5

0,5

8 кл

2

1

1

9 кл

3

1

2

11.3

Разработка модели

Информационная модель, компьютерная модель, алгоритм построения, программная среда

7 кл

4

1

3

8 кл

4

1

3

9 кл

4

1

3

11.4

Компьютерный эксперимент

Компьютерный эксперимент, план эксперимента (тестирование, тест), проведение исследования, анализ результатов.

7 кл

3

0

3

8 кл

3

0

3

9 кл

3

0

3

11.5

Анализ результатов моделирования

Корректировка

7 кл

1

0,5

0,5

8 кл

1

0,5

0,5

9 кл

1

0,5

0,5

Всего за год при нагрузке 2 часа в неделю (по плану 68 часов)

7 кл.

20,5

9

1,5

8 кл.

21

7,5

13,5

9 кл.

15

3,5

11,5

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Группировка и запись слов по орфографическим признакам
Этот приём состоит в том, что учащиеся должны записать слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например: предлагаю ученикам слова: берёза, берег, воробей, малина, город, вагон. Дети должны записать их столбиками: в один столбик слова с безударной гласной а, в другой ...

Особенности педагогической профессии
У каждой профессии есть особенности, у педагогической — тоже. Рассмотрим их. 1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, ...

Экспериментальная работа по наблюдению за поведением младших школьников
Методы: 1 Наблюдения за поведением детей во время изучения сказки. 2 Беседа с учителем 3 Анализ сказок Задачи: 1. Выявить значение изучения сказок; 2. Наблюдать за детьми во время разбора сказок; 3. Наблюдать за изменением поведения детей 4. Сделать выводы. Анализ сказок: Во время учебного года дет ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru