Образование: статьи и материалы » Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М. Монтессори » Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори

Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори

Страница 1

Особое внимание в школах Монтессори уделялось обучению чтению, письму. Она считала, что учить читать и писать детей с раннего возраста не следует. Лучше это делать в шестилетнем возрасте. Но иногда Монтессори отступала от этого правила и обучала детей чтению с четырехлетнего возраста, а письму — с пятилетнего.

Наблюдая за детьми, М. Монтессори убедилась, что написание палочки — самый сложный элемент в письме, поэтому написание палочек следует отложить до тех пор, пока ребенок не будет подготовлен.

Подготовительный период содержит обучение детей буквам. При этом использовалась гладкая бумага, на которую наклеивалась черная шероховатая, соответствующая графическому изображению той или иной буквы алфавита. Ощупывая и обводя карточку с буквой, ребенок без письма изучает движение, необходимые для воспроизведения формы буквы. И если он сразу не сможет ответить, какая это буква, то ощупывая ее пальчиками, он узнает ее и правильно определяет.

Обучение буквам предлагается вести в три приема:

— Ознакомление с двумя буквами, и обведение их пальцами ребенка, которые направляет рука учительницы. С помощью этого приема действуют зрительное, осязательное и мускульное чувство.

— Показ требуемых учителем карточек с изображением букв. Если ребенок ошибается, занятия с ним прекращаются: он еще не готов к восприятию того, что внушает взрослый.

— Узнавание детьми букв, которые учитель выбирает из азбуки. Подготовленная работа по узнаванию букв закончена. Но чтобы писать буквы, недостаточно только знать их. Поэтому следующий этап — работа над моторикой руки состоит из выполнения упражнений по закрашиванию и штрихованию цветными карандашами фигурок различной формы. Такая работа способствует, по мысли М. Монтессори, образованию мускульного механизма, с помощью которого ребенок сможет держать карандаш или ручку и писать ими. Ребенок не чувствует утомления, хотя в ходе этой работы множество тетрадей исписываются палочками. После подобных упражнений мальчики и девочки смогут писать буквы. «Уверенность штриха, которого достигают наши дети, ставит их на уровень с учениками третьего класса элементарной школы», — напишет впоследствии М. Монтессори.

Для развития будущего навыка письма М. Монтессори давала детям в руки мел, чтоб они рисовали. Работа с мелом превзошла все ожидания. Сначала один ребенок, а затем и другие начинают пробовать писать буквы, и это занятие становится всеобщим увлечением.

После упражнения с мелом подобная работа велась на черных дощечках. Когда дети выучились писать на грифельной доске мелом, они приучались писать не только слова, но и фразы. Важным моментом в обучении письму и чтению М. Монтессори считала оказание помощи слабым. Первая помощь, которую может оказать учитель, — провести вспомогательные линии на доске, чтоб ребенок придерживался определенного размера букв и направления. Вторая помощь заключается в том, чтобы увидеть детей, которые побаиваются писать на доске, и предложить им упражнения для повторения ощущений (вспоминание формы букв из шероховатой бумаги).

Упражнения по обучению чтения начинаются после работы по узнаванию букв с составления слов. Для этого малышам предлагаются карточки с гласными и согласными, которые находятся в специальном ящике. Гласные — розового цвета, согласные — голубого. Учитель произносит отчетливо слово, а дети ищут соответствующие буквы. Слово может произноситься несколько раз, пока каждый ребенок не поймет, какие буквы он должен достать из ящичка. Для осознанного понимания слов детям предлагалось в одном ящичке взять билетик и прочитать слово, а потом подойти к другому ящичку и взять соответствующую слову игрушку.

Следующая игра по осознанию прочитанного состояла из билетиков, на которых были написаны фразы, заключающие выполнение тех или других действий.

Дети читали билетики и бежали выполнять указанные в них действия. Такая работа по чтению фраз и осознанию их смысла должна предшествовать логическому чтению.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Психолого-педагогические аспекты развития связной речи дошкольников
Многое в жизни человека зависит от способности к общению, а речь — инструмент общения, его главное средство. Хорошо владеющий речью человек ценится в любом обществе, как ценится и человек, наделенный "талантом общения" или воспитавший, развивший его в себе. Поэтому не случайно развитие ре ...

Википедия
Википедия (Wikipedia) — общедоступная, свободно распространяемая многоязычная энциклопедия, развиваемая в Internet. Википедия была создана в 2001 г. вначале как англоязычная электронная энциклопедия, позже появились разделы на других языках, в том числе на русском. Проект сопровождает американский ...

Электронный учебник
Полнофункциональный электронный учебник (ЭУ) состоит из нескольких основных частей (рис. 1), к которым относятся: главная часть, в которой излагается содержание предмета, представленная в виде гипертекста с графическими иллюстрациями и, возможно, с аудио- и видеофрагментами; тестирующая часть, вклю ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru