Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Страница 1

Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Как писал один из его последователей Л.Н.Модзалевский, "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор". Родился К.Д.Ушинский в Туле в семье небогатого дворянина. Детство провел в усадьбе отца, расположенной вблизи города Новгород-Северска Черниговской губернии. Среднее образование получил, обучаясь в Новгород-Северской гимназии. В 1840 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который блестяще закончил в 1844 г. В течение двух лет готовился к профессорскому званию и в возрасте 22 лет был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных паук (финансовое право, государственное право, элементы наук о хозяйстве) в Ярославском Демидовском юридическом лицее, в котором проработал 3 года.

После европейских революций 1848 г., опасаясь распространения в России революционных идей, царское правительство усилило репрессии. Профессорам всех высших учебных заведений было предписано представлять конспекты предстоящих лекций па просмотр ректорам. К.Д.Ушинский отказался выполнить это требование, считая, что учебную деятельность и преподавание в высших учебных заведениях нельзя связывать с такими формальностями. В 1849 г. К.Д.Ушинский был уволен из числа профессоров за "прогрессивные убеждения". Нуждаясь материально, он устраивается на службу мелким чиновником в министерство внутренних дел, которая, однако, его не удовлетворяла. Несколько скрасила эти годы работа в журналах "Современник" и "Библиотека для чтения", где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах. Однако после того, как К.Д.Ушинский однажды резко отозвался о своем начальнике графе Д.А.Толстом, службу в департаменте пришлось оставить. В 1854 г. К.Д.Ушинскому удалось получить назначение инспектором Гатчинского сиротского института. Здесь он нашел запечатанную несколько лет назад библиотеку известного русского педагога Гугеля, добился ее открытия и с увлечением перечитал находившиеся в ней произведения крупнейших западноевропейских педагогов. Под впечатлением прочитанного К.Д.Ушинский пишет ряд статей: "О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общественном воспитании" (1857), "Три элемента школы" (1858) и др.

В 1859 г. К.Д.Ушинский, уже пользовавшийся славой лучшего педагога, был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы. Девушек воспитывали в духе христианской морали, давали мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер. К.Д.Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело пропел реформу института: привлек для преподавания видных педагогов-методистов (В.И.Водовозова - по литературе, Д.Д.Семенона - по истории и др.); разработал новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки; широко использовал наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Для подготовки воспитанниц к трудовой деятельности, сверх общеобразовательных семи классов, был введен двухлетний педагогический класс. В первый год воспитанницы изучали педагогику и методику, второй был посвящен педагогической практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Реформирование образования в советский период
Примером масштабных реформ образования под влиянием социальных изменений являются реформы в России ХХ в. Революция 1917 г. поставила задачи ликвидации безграмотности населения (раньше задача так не формулировалась, поэтому не было и механизма ее реализации), общедоступности образования, его унифика ...

Методика проведения дидактических игр
Организовать и провести дидактическую игру - задача, достаточно сложная для педагога. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой проведения дидактических игр. Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить це ...

Подготовка педагога к проектированию учебного занятия в форме лабораторного занятия
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования – 1 год 10 месяцев. Квалификационная характеристика выпускника. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации, управлению ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru