Образование: статьи и материалы » Роль учебного курса информатики в формировании мировоззрения обучаемых » Внешние и внутренние функции мировоззрения

Внешние и внутренние функции мировоззрения

Страница 2

Основная функция мировоззрения, по мнению Л.И. Божович (1997), заключается в преобразующем воздействии на мотивационную сферу личности. Мировоззрение определяет структуру ведущих побудителей (мотивов) и организует все потребности.

Мировоззрение организует структуру намерений человека. С помощью намерения субъект пытается взвесить и учесть все внутренние и внешние обстоятельства, их значимость и последствия, найти разумное решение. При этом может возникнуть конфликт между намерением и идеалом.

Мировоззрение имеет функцию своеобразного интегратора потребностей личности. Л.И. Божович считает, что мировоззрение влияет на всё психическое развитие школьника, и его можно рассматривать как причину главных возрастных новообразований и основных психологических сдвигов в развитии.

И.Я. Лернев определяет понятие мировоззрения через взаимосвязь усвоенных мировоззренческих знаний с фундаментальными личностными образованиями. Психологический подход к понятию мировоззрения содержит в себе представление о том, что мировоззрение есть форма индивидуального сознания, имеющая специфические особенности, обусловленные возрастными, индивидуальными различиями. В сформированном мировоззрении отражённые образцы наиболее общих закономерностей природы, общества и психологической жизни человека сливаются с общественным, личностным отношением к ним (Менчинская Н.А.).

Понятие мировоззрения фиксирует единство, слитность объективного (гносеологического) и субъективного (аксиологического), рационального и эмоционального в человеке. Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Смысловая установка выражает проявляющиеся в деятельности отношения её к тем объектам, которые имеют личностный смысл. Сюда входят взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится; антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам; готовность действовать по отношению к значимым объектам; готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл. С помощью смысловых установок человек приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, они позволяют сохранить устойчивость личности в напряжённых ситуациях, способствуют самоутверждению личности и выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей. Обобщённые смысловые установки превращаются в черты характера личности. Изменение смысловых установок всегда обусловлено изменением самой деятельности. Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Общеразвивающие упражнения в средней группе
Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт детей средней группы - хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам. 1. Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети средней группы строятся в звенья, которы ...

Актуализация идей В. В. Розанова в современной педагогике
Что же делать современному родителю, учителю, чтобы сохранить индивидуальность ребенка? 1. Признать индивидуальность ребенка и перестать сравнивать с другими (любимое занятие взрослых). Все дети талантливы. Только надо распознать: в чем, и поддержать. "Творит человек, т.е. приносит нечто новое ...

Внешние и внутренние функции мировоззрения
В процессе формирования мировоззрения важную роль играют механизмы личностной идентификации, способствующей, с одной стороны, выделению идеального образа желаемого будущего, а, с другой, собирающие, интегрирующие личности как целое. При самоидентификации важно всё, что затрагивает диспозиции действ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru