Образование: статьи и материалы » Роль учебного курса информатики в формировании мировоззрения обучаемых » Внешние и внутренние функции мировоззрения

Внешние и внутренние функции мировоззрения

Страница 2

Основная функция мировоззрения, по мнению Л.И. Божович (1997), заключается в преобразующем воздействии на мотивационную сферу личности. Мировоззрение определяет структуру ведущих побудителей (мотивов) и организует все потребности.

Мировоззрение организует структуру намерений человека. С помощью намерения субъект пытается взвесить и учесть все внутренние и внешние обстоятельства, их значимость и последствия, найти разумное решение. При этом может возникнуть конфликт между намерением и идеалом.

Мировоззрение имеет функцию своеобразного интегратора потребностей личности. Л.И. Божович считает, что мировоззрение влияет на всё психическое развитие школьника, и его можно рассматривать как причину главных возрастных новообразований и основных психологических сдвигов в развитии.

И.Я. Лернев определяет понятие мировоззрения через взаимосвязь усвоенных мировоззренческих знаний с фундаментальными личностными образованиями. Психологический подход к понятию мировоззрения содержит в себе представление о том, что мировоззрение есть форма индивидуального сознания, имеющая специфические особенности, обусловленные возрастными, индивидуальными различиями. В сформированном мировоззрении отражённые образцы наиболее общих закономерностей природы, общества и психологической жизни человека сливаются с общественным, личностным отношением к ним (Менчинская Н.А.).

Понятие мировоззрения фиксирует единство, слитность объективного (гносеологического) и субъективного (аксиологического), рационального и эмоционального в человеке. Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Смысловая установка выражает проявляющиеся в деятельности отношения её к тем объектам, которые имеют личностный смысл. Сюда входят взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится; антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам; готовность действовать по отношению к значимым объектам; готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл. С помощью смысловых установок человек приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, они позволяют сохранить устойчивость личности в напряжённых ситуациях, способствуют самоутверждению личности и выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей. Обобщённые смысловые установки превращаются в черты характера личности. Изменение смысловых установок всегда обусловлено изменением самой деятельности. Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Изучение развития творческих способностей
Темой наших исследований явилось определение условий для развития творческих способностей ребенка младшего школьного возраста, характеристика которых была дана в первой главе дипломной работы В центре внимания нашей работы - дети младшего школьного возраста. Как мы отмечали выше, этот возраст являе ...

Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейш ...

Исследование авторитета педагогов среди старшеклассников
Для решения третьей задачи нашего исследования методом опроса мы определили авторитет педагогов среди учащихся 11 классов. Для этого всем ученикам были выданы опросные листы для экспертной оценки авторитета учителя (в баллах от 1 до 5) среди старшеклассников. Опрашиваемые были проинструктированы сл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru