Образование: статьи и материалы » Роль учебного курса информатики в формировании мировоззрения обучаемых

Роль учебного курса информатики в формировании мировоззрения обучаемых

В условиях модернизации современного образования особую актуальность приобретает необходимость преодоления последствий гуманитарного кризиса, выразившегося в существенном снижении воспитательного потенциала как школьного образования, так и Российского социума в целом.

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации», определяющая цели воспитания и обучения и государственную политику в области образования до 2025 года в качестве задач отечественного образования называет обеспечение:

1. исторической преемственности поколений, сохранение, распространение, воспитание, бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

3. разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

4. формирование у детей и молодёжи целостно миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Отметим, что одной из положительных тенденций в определении приоритетов образования является ориентированность не только на развитие сил и способностей детей (четвёртая задача из приведённого перечня), а нацеленность на восстановление исторической преемственности культуросообразности, нравственного и духовно-нравственного воспитания.

В этой связи задача формирования мировоззрения как обобщённой системы взглядов на мир, своё место в нём, понимания и оценки человеком смысла своей деятельности и всей жизни, также является одной из главных задач современного образования.

Изучению условий и закономерностей формирования мировоззрения личности в системе образовании посвящены исследования (Е.В. Бондаревская, Ю.С. Гуров, Г.Н. Волков, Н.С. Дежникова, Е.С. Королькова, Л.А. Кудаева, Р.Н. Рогова, Н.М. Романенко, Г.Н. Филонов, А.И. Шемшурина и др.)

В качестве одного из направлений исследования формирование мировоззрения в процессе школьного образования выделяется проблема содействия становлению системы взглядов на мир в контексте изучения общеобразовательных дисциплин. Оной из этих дисциплин является школьный курс информатики. Разработкой вопросов содержания и методики преподавания информатики занимались такие исследователи, как Н.Д. Угринович, И.Г. Семакин, С.А. Бешенков, С.В.Русаков, Л. Шестакова, А.Г. Гейн, А.Г. Кушниренко, В.А. Каймин, А.А. Кузнецов, Н.В. Апатова, Ю.А. Шафрин, А.В. Горячев, Н.В. Макарова, С.Г. Григорьев, А.П. Ершова, Н.Н. Самылкина, Л.А. Зологовой, Л.В. Шестаковой.

В последние годы целый ряд исследований посвящён проблеме развития личности в условиях становления информационного общества (работа Марковой Н.Д., Голиковой Е.И. и др.), а так же проблеме формирования системной – информационной картины мир на уроках информатики, (Володиной Е.В., Матвеевой Н.В.).

Под мировоззренческой функцией курса информатики понимается «формирование представлений об информации как одном из тех основополагающих понятий научной картины мира: вещество, энергия, информация. Раскрытие единства информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы (биологической, социальной, технической)». В приведённом определении представлено несколько аспектов, связанных с формированием мировоззрения: несколько аспектов картины мира школьника, формирующиеся: биологической, социальной, технической и информационной культуры.

С нашей точки зрения к приведённым аспектам необходимо добавить ещё один – представляющий ценностную, смысложизненную сторону мировоззрения и мировосприятия.

В нашем исследовании, посвящённом анализу роли школьного курса информатики, формированию мировоззрения учащихся мы предполагаем основное внимание уделить именно этой ценностной составляющей мировоззрения.

Тема нашего дипломного исследования: «Роль учебного курса информатики в формировании мировоззрения обучаемых».

Объект исследования: процесс преподавания информатики в общеобразовательной школе, реализация мировоззренческой функции в процессе преподавания школьного курса информатики.

Цель исследования: разработка общепедагогических основ формирования мировоззрения учащихся в процессе преподавания учебного курса информатики.

Задачи исследования:

1. дать характеристику мировоззрения как основы формирования мировоззрения;

2. представить и раскрыть внешние и внутренние функции мировоззрения;

3. представить философское и педагогическое обоснование роли целостного мировоззрения в процессе формирования ценностей, и смысловом наполнении ценностных ориентаций личности учащихся.

4. Дать характеристику мировоззренческого аспекта школьного курса информатики;

5. обоснование содержания форм, методов формирования мировоззрения учащихся (в первую очередь его ценностной составляющей) в процессе преподавания школьного курса информатики.

6. Экспериментальная проверка педагогических условий, содействующих формированию ценностей составляющей мировоззрения в процессе преподавания школьного курса информатики.

7. Обоснование единства образовательных и воспитательных задач в процессе преподавания информатики и смежных дисциплин.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что мировоззренческая функция учебного курса информатики (особенно – ценностного аспекта формирования мировоззрения) возможно в первую очередь при условии формирования содержания материала, осваиваемого детьми в процессе овладения навыков работы с компьютером на основе принципов культуросообразности и приоритета ценностно–смысловой доминанты содержания образования.

Научно – педагогической основой дипломного исследования является концепция философии образования Г.Л. Ильина, общепедагогические идеи. В.В. Зеньковского, базовая концепция социокультурного подхода в образовании («социокультурные истоки образования», И.А. Кузьмина, А.В. Камкина), современные исследования в области содержания и методики преподавания учебного курса информатики.

Разработанный нами эксперимент, проведён на базе школы-интерната № 38 Западного Административного Управления Образования, комитета образования города Москвы.

Экспериментальная часть разработана и осуществлена совместно с психологической службой школы интерната.

Её целью является показать преимущество художественного образа традиционной культуры в процессе обучения информационным технологиям: целостное восприятие, устойчивость внимания, непроизвольное запоминание.

В соответствии с поставленными задачами, сформулированной гипотезой, наша работа имеет следующую структуру:

введение; две главы, разделённые на параграфы; заключение; библиографию.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика степени исследованности проблемы, приводится научный аппарат, сформированы цели, задачи, гипотезы исследования, дана характеристика структуры работы.

В I главе – «Мировоззренческие аспекты образования: проблема формирования системы идеалов, ценностей, жизненных смыслов» раскрываются особенности мировоззрения, как основа структуры личности, даётся философское и педагогическое обоснование роли целостного мировоззрения в процессе формирования целей и ценностей, смысловом понимании ценностных ориентаций личности учащихся.

Во II главе – «Содержание, структура учебного курса информатики, особенности методики преподавания как фактора формирования школьников» представлена характеристика мировоззренческого аспекта учебного курса информатики, обоснована и экспериментально доказана возможность и необходимость формирования мировоззрения через социокультурноенаполнение содержания школьного курса информатики.

Представлен анализ результатов приведённого эксперимента.


Похожие статьи:

Что такое задача, классы, виды и этапы решения задач
Отношение к решению задач в преподавании физики резко отличалось в дореволюционной школе и в современной. Вследствие существовавшего в школе начала 20 века разрыва между теорией и практикой, преподаватели в общей своей массе не уделяли внимания решению задач по физике, а учащиеся не стремились прим ...

Функции преподавателя вo время дискуссии
Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии. Роль преподават ...

Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников
1. Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Интеллектуальный тест для детей (Wechsler intelligence Scale for Children, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Является надежным, научно-обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инстр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru