Образование: статьи и материалы » Возможности методики использования игры на уроках русского языка » Деятельностный подход к пониманию игры как важного учебно-воспитательного средства

Деятельностный подход к пониманию игры как важного учебно-воспитательного средства

Страница 1

Понятие игры. Игровая деятельность. Понятие «игра», на первый взгляд, многим кажется простым и ясным. Игра ассоциируется с детством: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Детская игра - один из сложнейших теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны потому, что понять природу детской игры - это значит понять природу самого человека. «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений»,- пишет известный советский исследователь игры Д.Б.Эльконин. Попробуем рассмотреть это положение несколько подробнее. Возьмём в качестве примера первобытное общество. Группа охотников возвращается после охоты. Каждый выполняет определенную функцию: одни вспугивали животного, другие направляли его в сторону засады, третьи ожидали зверя. Но если что- то не получилось, людям не удалось согласовать групповые действия и зверь ушел? . Так возникает необходимость предварительной репетиции, подготовки. Участники предстоящей охоты воспроизводят похожую ситуацию, но они не могут поступить так, как сделали бы мы с вами. Им еще не доступно мысленное, воображаемое повторение событий. Первобытные люди воспроизводят ситуацию в развернутых действиях.

Но в отличие от реальной охоты они лишены своего результата, они несколько иные. Повторяется лишь внешний рисунок движений. Так родилась игровая деятельность. Итак, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. « Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. А как же возникла детская игра?». В обществах, стоящих на низших уровнях развития, дети жили с взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли главную задачу воспитания - сделать детей участниками общественного производительного труда. А основное средство воспитания – непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда- то, по сути, детства не было, следовательно, не было и игры.

Итак, детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производительный труд взрослых. Современное детство существенно отличается от детства людей XIX века. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к сложной взрослой жизни. Вместе с постепенным усложнением форм производства происходит новое распределение трудовых обязанностей. Дети перестают принимать непосредственное участие в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Но все больше разнообразных действий формируется у детей на уменьшенных копиях реальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают утрачивать свою результативную функцию. Игровые действия приобретают в группе детей соревновательный характер, возникают игры- соревнования, игры по правилам. Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, возникновение новых производительных отношений приводят к тому, что возможность включения детей в производительный труд еще более осложняется, а овладение усложнившимися орудиями все дальше отодвигается во времени. Возникает производство специальных предметов для детей.

Причем теперь это предметы не для формирования специальных профессиональных умений и навыков, а для развития некоторых общих зрительно- двигательных и других координаций, необходимых при самых разных видах труда. Возникают современные игрушки, и рождается сюжетно- ролевая игра. Таким образом, игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Её возникновение связано не с действием каких- либо внутренних врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе. Что же такое игра - доступная ребенку и непостижимая для ученого?

Итак, подводя предварительный итог рассуждений об игре, можно отметить следующее. Прежде всего игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единым мотивом. Игра - это деятельность; следовательно, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Современные представления об игре
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зав ...

Определение связи между авторитетом учителя и рейтингом его предмета
Для решения четвертой задачи нашего исследования мы сопоставили данные, полученные на первом и втором этапах практической работы. Следует иметь в виду, что один и тот же преподаватель ведет у школьников сразу же три предмета: история (3,5 баллов), обществознание (3,9 баллов) и основы бизнеса (3,7 б ...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников
Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru