Образование: статьи и материалы » Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников » Формы экономического воспитания младших школьников

Формы экономического воспитания младших школьников

Страница 1

Особого внимания заслуживает вопрос о формах экономического воспитания младших школьников. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, наиболее эффективными из них являются следующие:

- урок должен включать различные типы деятельности учащихся;

- предусматривается широкое использование художественного слова, деловых, ролевых, имитационных игр, изобразительной деятельности;

- используются тексты знакомых сказок, решаются задачи, в которых участвуют знакомые литературные герои;

- задаваемые вопросы ставятся с опорой на опыт детей;

- обсуждаются проблемы, ситуации и явления, с которыми дети уже встречались и т.п.

По мнению педагогов, оправдали себя следующие формы экономического образования и воспитания в школе:

а) в ходе изучения предметов, предусмотренных учебным планом школы, прежде всего основ наук, а также курсов, вводимых в процесс обучения по интересам учащихся;

б) на уроках трудового обучения;

в) во внеклассной (внешкольной) работе с учениками;

г) в различных видах экономической деятельности и производительного труда учащихся;

д) приобщение родителей к экономическому воспитанию детей в семье;

е) руководство экономическим самообразованием учащихся.

В начальной школе, опираясь на изучаемые предметы, житейские экономические понятия, учителю предстоит ввести ребенка в мир экономической жизни, связанной с переходом к рыночным отношениям.

Важно знакомить детей с экономической азбукой, то есть с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, побуждать их к освоению экономических понятий и категорий. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда. Они учатся распределять работы во времени, измерять время и осуществлять его затраты, организовывать рабочее место. Дети овладевают рациональными приемами, повышающими качество и производительность труда, основами экономической культуры .

Младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, ее оборудования и т. п.

Уже в начальных классах целесообразно начинать освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.

Важно осуществить целостный подход к экономическому образованию, предусматривая организационно-педагогическое, методическое, кадровое, психологическое, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение.

Программно-методическое обеспечение экономического воспитания предусматривает наличие универсальных типовых и специальных программ обучения экономике. Разумеется, учебные учреждения имеют право на вариативный подход с учетом своей специфики обучения.

В учебно-методическом обеспечении экономического воспитания важная роль принадлежит учебнику. Он может быть единым или разделенным на части, каждая из которых соответствует определенному году или циклу обучения. Для младших классов, это в основном материал повествовательного типа с иллюстрациями, примерами, деловыми играми.

Перечислим организационные меры, способствующие непрерывному экономическому воспитанию школьников:

а) принятие государственной программы введения экономического образования;

б) четкое установление органов и лиц, отвечающих за разработку и проведение в жизнь программы, круга их функций и обязанностей;

в) разработка на основе программы координационного плана мероприятий и действий с указанием сроков и исполнителей;

г) периодический контроль за ходом выполнения программы.

Основная цель экономического воспитания - развитие экономического мышления. Для достижения этой дели необходимо решение в учебно-воспитательном процессе ряда задач:

- последовательное формирование у учащихся экономического сознания;

- формирование разумных потребностей, способностей соизмерять их с материальными возможностями, воспитание у детей трудовой направленности в поиске наиболее полного удовлетворения своих потребностей;

- вооружение умениями экономического анализа, формирование привычек бережливости и экономии, воспитание культуры умственного и физического труда, овладение основами научной организации труда;

- воспитание нетерпимого отношения к безответственности, неорганизованности в труде, к иждивенчеству, бесхозяйственности, расточительности, беззаботности и т.д.

Эти задачи предполагают формирование у учащихся соответствующих экономических знаний, умений и навыков (образовательный аспект), отношений и направленности личности, её качеств (воспитательный аспект), которые будут необходимы в их будущей жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Классификация моделей и видов моделирования
Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям: по характеру моделей (т. е. по средствам моделирования); по характеру моделируемых объектов; - по сферам приложения моделирова ...

Дидактическая игра и ее классификация
Дидактическая игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Классификация игр Во взглядах ученых на вопрос о классификации игр нет единства. По принятой в отечественной педагогике классификации игры подразделяются на творческие, подвижные ...

Профессиональная компетентность
Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. В педагогической науке понятие «професси ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru