Образование: статьи и материалы » Дезадаптация школьников » Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников

Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников

Страница 3

«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм, требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник ». Эта шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. В родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, предписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для других влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Проективные рисуночные тесты.

а) Несуществующее животное.

Тест «Несуществующее животное» - один из самых показательных графических проективных методов. Предоставляя испытуемому безграничные возможности самовыражения, он обеспечивает полную реализацию механизмов проекции. Задание обычно рассматривается испытуемым как процедура исследования воображения. Тем самым значительно смягчается действие механизмов психологической защиты.

Для проведения теста требуется стандартный лист белой бумаги и карандаш – твердый или твердо-мягкий. Использование ручки, фломастера или мягкого карандаша допустимо, но нежелательно, поскольку в этом случае невозможно учесть такой важный диагностический показатель как нажим (интерпретируется следующим образом: динамика нажима свидетельствует об импульсивности, лабильности; стабильность нажима – об устойчивости; слабый нажим – проявление тревожности, очень сильный нажим - напряженности).

Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.

Интерпретация:

Положение рисунка на листе. В норме рисунок располагается на средней линии стандартного листа. Положение ближе к верхнему краю (и чем ближе, тем более выражено) свидетельствует о высокой самооценке и уровне притязаний, обостренной тенденции самоутверждения и претензии на признание, не находящей, однако, по ощущению испытуемого, полной реализации. Завышение рисунка над средней линией листа трактуется буквально: как стремление завысить собственную значимость вопреки недостаточному признанию со стороны окружающих.

Размещение рисунка в нижней части листа свидетельствует об обратных тенденциях: низкой самооценке, неуверенности в своих силах, отсутствии стремления к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры – голова или заменяющие ее элементы. Голова, повернутая вправо, свидетельствует о высокой целеустремленности и активности. Замыслы и планы отличаются реалистичностью и почти всегда осуществляются: по крайней мере, к тому предпринимаются активные шаги. Если же голова повернута влево, это свидетельствует об обратном: человек более склонен фантазировать и размышлять, а до воплощения замыслов дело не доходит. Возможно, это связано со страхом неудачи, боязнью активных действий (этот аспект выясняется дополнительно – другими методами либо в ходе беседы).

Голова в положении анфас – свидетельство эгоцентризма. Изображение головы очень крупной (по отношению к телу) говорит о том, что испытуемый высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Как формировать свою репутацию
Положительная репутация является одним из важнейших факторов конкурентоспособности человека на рынке труда. Для ее формирования и поддержания следуйте предложенным рекомендациям. Будьте общительны, культурны и приветливы с окружающими. Будьте активны, участвуйте в общественных мероприятиях. Серьезн ...

Отбор и организация грамматического материала
Грамматика, как уже говорилось, не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности». Первой этот вывод сделала А.А. Любарская, которая ещё в 1934 г. писала: «Ни на одной стадии средней школы изучение грамматики не рассматр ...

Единство образовательных и воспитательных задач в процесс преподавания информатики и смежных дисциплин
Образование без воспитания не формирует человека. И.А. Ильин Каждую школу строят дважды. Сначала строители, но сразу за ними эстафету подхватывает педагогический коллектив школы и начинает созидать отношение, содержание жизни и многое другое, что можно было бы назвать педагогической архитектурой шк ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru