Образование: статьи и материалы » Профориентация в социальной работе » Развитие и становление профориентации молодежи

Развитие и становление профориентации молодежи

Страница 4

В период "перестройки" в этом направлении было сделано довольно много:

создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах – множество пунктов профконсультации (в Госкомтруде СССР все это курировал О.П. Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации);

на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили);

в школах ввели курс "Основы производства. Выбор профессии";

наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался).

В итоге, в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования.

Специалисты Ленинградского городского центра профориентации молодежи под научным руководством сотрудников факультета психологии Ленинградского университета не только непосредственно занимались профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профконсультирования. Ленинградский центр профориентации стал главной экспериментальной и учебной базой профориентационного направления в СССР. В нем учились и повышали квалификацию многие психологи-профконсультанты, работающие впоследствии по всей стране.

Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.

В период 1990-х гг. школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения "работа с молодежью" обозначалась как "дополнительная услуга". Резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации.

В связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан, появилась безработица, была создана государственная служба занятости. Внимание правительства сосредоточилось на содействии трудоустройству. Возникла острая потребность в профессиональном переобучении, профориентации и психологической поддержке взрослых людей, которые потеряли работу и не могли найти себе новое рабочее место по имеющейся специальности.

Бюджетное финансирование центров профориентации было сведено до минимума. Руководители профориентационных центров стали заключать договора с региональными службами занятости на оказание профориентационных услуг безработным гражданам. Безработных стали тестировать для оценки профпригодности при направлении на переобучение за счет службы занятости, учить методам эффективного поиска работы и трудоустройства с помощью специальных тренинговых программ. Большинство наиболее квалифицированных психологов из центров профориентации стали обслуживать безработных по направлениям из службы занятости, подбирать персонал по заказам работодателей, уходить на работу в другие организации, в том числе в ту же службу занятости, в коммерческие фирмы.

В 1991 г. вышел ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. В то время как в США для работы в бюро по трудоустройству, требования к подготовке специалистов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры.

Администрации некоторых городов поддерживали руководителей оставшихся Центров профориентации молодежи.

Некоторые руководители Центров занятости населения делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая зарплату в Минтруда.

Один из примеров невнимания к школьной профориентации - Второй съезд школьных психологов в г. Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностики, психотерапии. Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться.

Профориентация частично перешла и в коммерческие структуры в виде "профотбора персонала". К сожалению, это также свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 1920-е годы Г. Мюнстерберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией. Такой профотбор практически исключает выход на серьезный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент – это лишь "обследуемый с помощью тестов").

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Вместе с тем в психолого-педагогической литературе не удалось обнаружить определение понятия и типологию наруш ...

Анализ результатов реализации программы по развитию одаренности детей
Исследование проводилось нами в школе №9 г. Бузулук в исследовании участвовали несколько классов среднего звена 156 детей. Общеобразовательная школа №9 всегда занимает призовые места на всевозможных олимпиадах областного и регионального уровня, также ученики школы практически все это 80% поступают ...

Определение уровня педагогического мастерства
Основы педагогического мастерства, реализуемые в деятельности, это уже проявление профессионализма. Но судить о его уровне можно по тому, как решаются педагогические задачи и, в конечном счете, какие результаты будут достигнуты. Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установле ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru