Используются такие техники как: профориентационные игры, игровые профессиональные упражнения, проективные рисунки, самоописание, групповая дискуссия, использование конструктивной обратной связи.
Кроме этого, сотрудники отдела "Профориентационная работа и содействие предпринимательской молодежи" МКЦ осуществляют выездные акции (для школьников и учащихся училищ и лицеев, для работающей и учащейся молодежи), проводят семинары для профориентологов.
В МКЦ была создана модель профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения молодежи. Целью первого этапа, который называется "Подготовительно-развивающий (4-8 класс)", является расширение кругозора школьников о мире профессий. На втором этапе – "Формирование первичной готовности к выбору профессии (8, 9 класс)" школьникам предоставляется углубленная информация о мире профессий, о спросе на рынке труда и необходимом уровне образования и множество другой полезной информации. Третий этап "Формирование готовности выбора будущей профессии и выбор (9-11 класс)" происходит оказание помощи в выборе будущей профессии путем развития профессионально-важных качеств и изучения основных требований каждой профессии к личности профессионала. Четвертый этап "Модель помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве (18-20 лет)" характеризуется предоставлением молодым специалистам информации, касающейся правовых норм, специфики рынка труда и т.п. На пятом этапе - "Социально-психологическое сопровождение молодых специалистов в профессиональном становлении (20-30 лет)" осуществляются следующие направления деятельности:
отслеживание количества выпускаемых специалистов, их распределение;
контроль соблюдения прав и обязанностей, как со стороны молодых специалистов, так и со стороны руководства;
подключение квалифицированных специалистов для оказания помощи при возникновении каких-либо проблемных ситуаций (например, юристов, психологов, врачей);
информирование о возможностях повышения квалификации, переквалификации;
помощь при потере места работы.
Таким образом, МКЦ – охватывает не только младшую молодежную группу, но и две другие (от 18 до 30 лет).
В г. Томске профориентацией молодежи активно занимается Центр дополнительного образования "Планирование карьеры" (далее - ЦДОПК). Свою деятельность ЦДОПК проводит по следующим направлениям: социально-психологическое, художественно-эстетическое, эколого-биологическое, туристическо-краеведческое, направление технического творчества. Все это позволяет показать молодежи, насколько широк спектр трудовой деятельности. ЦДОПК регулярно проводит ученические научно-практические конференции, участие в которых принимают старшеклассники и студенты.
Также в г. Томске ежегодно выпускается "трилогия для абитуриентов": "Томские учебные заведения и специальности", "Томские профессии. Найди свою" и "Томская карьера". В этих справочно-поисковых пособиях можно найти очень подробную информацию обо всем том, что волнует выпускника (как выбрать профессию, где можно получить желаемое образование, характеристика образовательного учреждения, начиная с его истории и доходя до таких вопросов, как наличие общежития).
В г. Новокузнецке квалифицированную помощь в выборе профессии можно получить в следующих учреждениях:
в Центр занятости населения (далее - ЦЗН);
в Центре психолого-педагогической помощи (далее - ЦППП);
в Региональном учебном консультационно-методическом центре профориентации и содействия трудоустройству выпускников "Карьера" (далее - РУКМЦПСТВ "Карьера");
и в других учреждениях, которые занимаются профориентацией, но эта деятельность не является их профилем.
В ЦЗН разработана программа "Профессиональный выбор", целью которой стало оказание помощи несовершеннолетним гражданам в их личностном и профессиональном самоопределении. Юноши и девушки могут лучше узнать свои индивидуальные особенности (интересы, склонности, способности, темперамент), познакомиться с правилами выбора карьеры, получить информацию о рынке труда и учебных заведениях города, сориентироваться в широком и разнообразном мире профессий, узнать о требованиях, которые профессиональная деятельность предъявляет к человеку. ЦЗН совместно с ЦППП проводят семинары для выпускников школ. В ЦППП можно получить консультацию по выбору профессии. Работа проводится по предварительной записи непосредственно в самом учреждении в виде индивидуальных консультаций. РУКМЦПСТВ "Карьера" ведет систематическую работу по повышению мобильности, конкурентоспособности, социальной защищённости выпускников вузов на рынке труда, обучению студентов СибГИУ технологии трудоустройства, совершенствованию системы "Школа - вуз – работодатель", расширению рамок социального партнерства и т.п. В школах районных центров Республики Алтай с 8 класса по 11 класс проводятся элективные курсы. Кроме того, психологи комплексных центров социального обслуживания семьи и детей, проводят профориентационную работу с безработными гражданами – по направлению центров занятости населения. А также в этом году начала работу частная социальная служба "Жизнь", в которой одним из направлений деятельности является профориентационная работа с молодежью. Таким образом, проанализировав все вышеизложенное можно сделать вывод, что мировой опыт профориентационной работы достаточно обширен. Зарубежный опыт профориентации отличается от нашего в связи с различиями в системе образования в целом. В России основным методом, решающим проблему выбора профессии, является разовая консультация. И основным потребителем профориентационных услуг остаются либо школьники, либо безработные граждане, которые могут получить консультацию в центре занятости. Снова стали "возрождаться" центры профориентации, и это значит, что обществу не безразлична судьба как отдельно взятого гражданина, так и страны в целом. Следовательно, необходимо выявить способы повышения эффективности технологий профориентационной работы с молодежью, проведя соответствующее исследование.
Похожие статьи:
Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте
Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за дело, способность довести его до конца самостояте ...
Функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с ...
Методические рекомендации к изучению темы
План урока: теория электролитической диссоциации Урок «Теория электролитической диссоциации» располагается по программе в 8 классе, после изучения основных классов неорганических веществ. На данном уроке рассматривается диссоциация веществ с разными типами связей, а так же мы вводим понятия о гидра ...