Образование: статьи и материалы » Использование визуальной наглядности в развитии устной речи на английском языке » Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий

Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий

Страница 3

Использование внешней наглядности предполагает работу по овладению элементами речи, использование внутренней. - развитие речи. При переходе от использования одной наглядности к другой необходимо, по нашим наблюдениям, применять неразвернутые ситуации, т.е. такие ситуации, в которых только намечено какое-либо действие, совершаемое говорящим или неопределенно очередным лицом.

Неразвернутые ситуации могут быть предъявлены учащимся в вербальной, письменной формах или же в виде картинок.

Примеры неразвернутых ситуаций, предъявляемых в письменной форме:

Очень важно использовать на уроке конкретные формы из жизни страны, школы, самих учащихся. Если кто-то из ребят отметил день рождения или чья-то семья получила (купила) новую квартиру, можно поговорить на эту тему, если в школе проведено какое-то удачное мероприятие, обсудить его.

Для развития инициативной речи школьников на уроках иностранного языка используются реальные события. Для нас важен тот факт, что в течение урока целью занятия для учеников стало не создать свое высказывание по заданной теме, а решить важную проблему молодого поколения. Таким образом их внимание было направлено не столько на отбор языковых средств, сколько на выражение собственного мнения.

Итак, в процессе проведенного исследования мы выяснили, что при помощи комплекта наглядных пособий и набора упражнений, подобранных к нему можно обеспечить имитацию иноязычного общения на уроке. Наглядные пособия, носящие смысловой характер, обеспечивают переключение внимания учащихся в процессе обучения на смысловую сторону общения и создание потребности в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.

Работа с ситуациями дает следующие положительные результаты:

Значительно повышается речевая активность учащихся, так как развитие навыков иноязычной речи осуществляется на основе ситуаций.

В речевую активность вовлекаются все ученики (даже самые слабые), т.к. упражнения, стимулирующие их самостоятельные высказывания, дают возможность проявлять речевую инициативу в соответствии с языковыми возможностями каждого из них.

В условиях речевой активности всех учеников усиливается степень тренировки их в усвоении грамматического структурного языкового материала.

Более прочным становится запоминание лексического материала. При работе с творческими упражнениями учитель может "подбрасывать" учащимся неизвестные им, но необходимые для выражения мысли слова и словосочетания, которые запоминаются непроизвольно в том состоянии, когда ученик испытывает острую необходимость в употреблении новой для него лексики.

В данной главе мы проанализировали учебник " Английский язык 10-11 класс" авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы и др. В учебнике используется много наглядного материала, выполненного в виде картинок. Но к ним не прилагается специально организованных упражнений.

Для модели использования наглядности нами был отобран ряд картинок по теме: Приоритеты молодого поколения, работа с которыми подтолкнет учащихся к высказыванию. Эти комплекты наглядных пособий раздаются ученикам, предварительно разделенным на группы. Далее последовательно даются задания. Задание№1 Рассмотрите картинки. Согласны ли вы с утверждением, что представители различных субкультур и люди, упорно работающие и счастливые в семейной жизни, относятся к разным социальным группам. Задание№2 Выразите, используя слова и фразы, написанные на доске, мнение своей группы по данным картинкам. После выполнения каждого задания, учитель предоставляет возможность высказаться учащимися. Задание№3 Это задание на дом. Подготовьте свое собственное высказывание по данной теме. Если необходимо подберите дома дополнительный иллюстративный материал.

Мы считаем, что предъявив специально разработанный вид внешней наглядности, мы можем обеспечить создание коммуникативной мотивации у школьников. Они смогут научиться выражать свое мнение по заданной теме с использованием необходимой лексики при неподготовленной речи в ходе предъявления наглядных опор.

Мы провели исследование в школе, в ходе которого опробовали предложенный нами способ формирования коммуникативной мотивации и выяснили что при помощи комплекта наглядных пособий и набора упражнений, подобранных к нему можно обеспечить имитацию иноязычного общения на уроке. Наглядные пособия, носящие смысловой характер, обеспечивают переключение внимания учащихся в процессе обучения на смысловую сторону общения и создание потребности в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.

Говоря о роли принципа наглядности в процессе обучения иностранному языку, мы пришли к выводу, что коммуникативная мотивация - это способ обеспечения инициативного участия ученика в общении как на уроке, так и вне его. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Общие принципы физического воспитания
К общим принципам физического воспитания относятся принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Принципом связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой с ...

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте
Наиболее остро стоит вопрос профессионального выбора в старшем школьном возрасте. Это период перехода отрочества к раннему юношеству, охватывающий возраст от 15 до 17 лет. Согласно периодизации развития личности по Э. Эриксону, описывающей весь жизненный путь человека, результатом успешного развити ...

Примеры дидактических игр и упражнений для начальной школы
а) краткая характеристика Предлагаемые художественно-дидактические игры и упражнения могут быть использованы, прежде всего, на уроке как для повторения закрепления уже имеющихся у детей знаний, так и для постижения нового в области изобразительного искусства. Дидактическая игра создает условия для ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru