Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв

Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв

Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе воспитания, его формах и методах содержались в ряде письменных памятников этого периода. Так, в сборнике афоризмов "Пчела" собраны морально-этические правила жизни: "Учение имеет корень горький, а плод сладкий", "Копающий яму под ближним своим - упадет в нее", "Уча учи поступкам, а не словам". Важным свидетельством быта и воспитания средневековой Руси служит "Домострой" - книга наставлений и советов ремесленно-купеческому городскому люду, в которой ряд разделов посвящен воспитанию: "Наставление отца сыну", "Как дочерей воспитывать", "Как детей учить", "Как детям отца и мать любить" и др.

В 1574 г. появляется первая печатная "Азбука", созданная основателем книгопечатания Иваном Федоровым (1510-1583). Эта книга содержала усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и наставления о том, как учить детей: "Насильственное учение не может быть твердым, но то, что приходит с радостью и весельем, закрепляется прочно".

Социально-экономическое развитие России во II половине XVII в. оказало влияние на рост и распространение грамотности и светских знаний. В этот период появляется большое число рукописных книг -азбуковников. Часть из них представляла собой "энциклопедические словари", которые в алфавитном порядке давали разъяснение ряда слов, особенно иностранного происхождения. Второй вид азбуковников включал в себя курс славянской грамматики, полный курс арифметики, религиозно-нравственные поучения. С середины XVII в. начинают появляться печатные буквари.

К XVII в. относится чрезвычайно интересный памятник педагогики - труд Епифания Славинецкого (1600-1675) "Гражданство обычаев детских". Книга представляет собой сборник "благолепных обычаев", изложенных в вопросах и ответах (всего 163 правила). Очень подробно даются указания, как правильно держать себя детям за столом, при встрече с кем-нибудь, в играх, в школе и т.д. Вот некоторые из этих правил: "Смеяться следует умеренно, но ни в коем случае не "ржати"; "Нельзя почесывать часто голову"; "Не следует руки под бока подпирати"; "Локтей на стол не класть"; "По окончании школьных занятий чинно выходить из школы, не бежать "подобно неистовым коням"; "Дома чинно, усердно и без "роптания" выполнять задания".

Весьма плодотворной в этот период была теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 г. при Спасском монастыре им была открыта греко-латинская школа повышенного типа. И 1667 г.- он был назначен учителем детей царя Алексея Михайловича; Алексея, Федора и Софьи, с 1679 г. наблюдал за воспитанием Петра I. С. Полоцкий был инициатором создания Славяно-греко-латинской академии первого высшего учебного заведения в Москве. Он составил устав академии, который был ориентирован на программу европейского университета, В ней должны были готовить православных священников, государственных служащих, преподавателей. Академия была открыта в 1687 г., уже после смерти С.Полоцкого. Свои педагогические мысли С.Полоцкий изложил в учебных книгах: "Псалтырь рифмованная", "Ветроград многоцветный", "Букварь языка словенска". Считал, что основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя. Пытался ответить на вопрос, почему у хороших родителей бывают плохие дети, и давал ответ: причина - чрезмерная любовь матери, нетребовательность отца, взаимное попустительство. Огромное значение в воспитании придавал словам: "Ребенка легко склонить к доброму или злому . с помощью слов".


Похожие статьи:

Общеразвивающие упражнения в средней группе
Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт детей средней группы - хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам. 1. Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети средней группы строятся в звенья, которы ...

Организация преподавания гимнастических упражнений в X-XI классах на основе инновационного метода круговой тренировки
В последнее время в практике школьного физического воспитания центральное место занимают проблемы, связанные со снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их физического и психического развития, ухудшением здоровья учащихся, а также с низким уровнем их мотивации к учению, н ...

Экспериментальное исследование воздействия телевидения на младших школьников
Для накопления эмпирического опыта по данной проблеме были использованы следующие методы: наблюдение за детьми в естественных условиях, интервьюирование, опрос родителей, анкетирование детей. База исследования – средняя общеобразовательная школа № 6 города Бузулука. Часто на переменах в школе, от п ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru