Образование: статьи и материалы » Развитие связной речи на занятии с использованием игрушек » Игрушки и их влияние на развитие речи

Игрушки и их влияние на развитие речи

Страница 1

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой "свернутой форме" передается состояние современной культуры. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою историю.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. История игрушек имеет довольно длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека.

С малых лет дошкольника окружают различные предметы, игрушки, картинки, книги, привлекающие его внимание. Яркий наглядный материал позволяет взрослому успешно проводить с ребенком различные трех-пятиминутные игровые упражнения, эффективность которых достигается за счет игровых действий, соревновательных моментов, интереса к тем умственным задачам, которые ставит перед ребенком взрослый.

Игровые действия, связанные с игрушкой, картинкой или настольной речевой игрой, помогают ребенку успешно выполнить задания взрослого.

При проверке игрового действия ему приходится думать, объяснять, самостоятельно производить анализ разных ответов (своего и товарищей), обосновывать выбор правильного решения, но делается это во взаимодействии с определенным образом игрушки и предмета в интересной и занимательной форме.

В дошкольном возрасте игрушка является главным наглядным средством, способным вызвать интерес к слову. Например, рассматривается игрушка заяц. Воспитатель специально учит детей производить отбор нескольких разных слов про одну и ту же игрушку. Дети учатся каждое слово громко проговаривать, вслушиваются в его звучание, знакомятся с тем, что все слова по-разному звучат. В конце упражнения по рассматриванию игрушки (зайца) взрослый (или ребенок) четко называет все произнесенные слова: «Как много разных слов сказали мы про эту игрушку. Послушайте эти слова: заяц, зайчишка, зайчонок, заинька, косой, беляк, длинноухий.

Упражнение на нахождение новых слов может проводиться следующим образом: взрослый показывает двух мишек, оба коричневые, мохнатые. Но один мишка маленький, а другой — большой.

Дети тщательно всматриваются в игрушки. Воспитатель спрашивает, как они называются. Дети отвечают, что это мишки. Педагог жестом подчеркивает, что один — маленький, а второй — большой, и спрашивает: «Этот мишка какой?» (Вопрос задается нарочито грубым голосом.) Дети отвечают: «Этот мишка большой».— «А этот?» (Интонация воспитателя ласковая.) Дети отвечают: «Мишка маленький». Воспитатель продолжает удивляться: «Разве это одинаковые игрушки? Вы сказали, что один из них маленький, а другой большой. А почему мы называем их одним и тем же словом? Давайте подберем слова только про эту игрушку — маленького мишку. Подумайте, какие слова подойдут для него». Дети предлагают разные слова: мишенька, мишутка, мишуточка, мишунечка, медвежонок, медвежоночек, малыш, малышка, сынок, сыночек и т. п. Воспитатель уточняет, действительно ли названное слово соответствует внешнему виду игрушки, сравнивает слова. («Какое слово более ласковое — мишутка или мишуточка?») Вместе с детьми он повторяет все слова, сказанные о маленьком медвежонке. Затем подбираются слова ко второй игрушке — большому мишке (медведь, медведище, папа Михаиле, Топтыгин, зверь косолапый).

Часто педагоги рекомендуют использовать упражнения, связанные с использованием одной и той же игрушки (например, мяч). Мяч представляют детям несколько необычно. Это маленький несмышленый мячик, который впервые видит и воспринимает окружающий его мир и удивляется, насколько он богат и разнообразен. Мяч встречается с такими же, как и он, маленькими представителями мира животных (медвежонком, котенком, щенком, жеребенком, петушком и др.). Они задают друг другу вопросы, уточняют, как называется то, что вокруг них находится (предметы групповой комнаты, участка детского сада и др.), рассказывают о себе и вместе подбирают слова, подходящие для той или иной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Профессиограмма и ее составляющие
Профессиограмма – это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться специалистом, при помощи каких ресурсов, в каких производственных условиях. Профессиограмма включает производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характ ...

Влияние дзюдо на развитие волевой сферы школьников
Дзюдо как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике дзюдоиста, наличию у него определенных волевых качеств. Развитие волевых качеств должно основываться на уверенности дзюдоистов в своих силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико тактических или мора ...

Диагностика задержки речевого развития и проявления невербальных средств общения
Диагностика задержки развития речи осуществляется для того, чтобы как можно раньше определить и откорректировать отклонения. Существуют возрастные нормативы, а также описаны возможные отклонения, помогающие ориентироваться при постановке диагнозов, связанных с нарушениями речевого развития. В педиа ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru