Образование: статьи и материалы » Репертуар, направленный на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста » Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Страница 1

Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка. Интонационное восприятие музыки в младшем дошкольном возрасте основывается на осознании отдельных, относительно второстепенных компонентов музыкальной интонации. Интерпретация музыки, ассоциативные связи в процессе ее восприятия в этом возрасте ограничиваются единичными, бедными, сугубо конкретными и односложно называемыми образами. В силу сравнительно слабой устойчивости внимания ребенок в младшем дошкольном возрасте не может долго концентрировать внимание на продолжительном звучании музыки.

В среднем и, особенно в старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта, развития психики ребенка, у него вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее психологических ситуаций. Интерпретация внемузыкальных образов и ассоциаций при этом может опираться на яркие картины и сюжетные рассказы, включающие образы-воспоминания и образы-фантазии. В этом возрасте ребенок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче .

Восприятие музыки – это сложный многоплановый процесс: в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков (высота, тембр, сила и т.д.), осмысление предыдущего опыта, ассоциации с происходящим в настоящее время, следование за развитием музыкальных образов, их переживание и оценка.

Необходимо обратить внимание на то, что качество музыкального восприятия зависит не только от возраста ребенка, но и от уровня его музыкального и общего развития, обусловленного социальным окружением. Если с детства ребенок растет в "немузыкальной" среде, у него может сформироваться негативное отношение к "серьезной" музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию .

Музыкальное восприятие, являясь сложным, многоплановым психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей. Дети, обладающие ярко выраженными общими и музыкальными способностями, проявляют умение с необычной интенсивностью длительное время концентрироваться на восприятии музыкальных произведений, проявляя устойчивость внимания и живость эмоционального отклика .

Исследования Б.М. Теплова показали, что качество музыкального восприятия связано с природными свойствами нервной организации и не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности человека, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, творческой воображение, фантазия, художественное восприятие мира.

Экспериментальные исследования последователей Б.М. Теплова (В.Д. Небылицина, Е.П. Гусевой, Н.С. Лейтеса и др.) подтвердили правомерность рассмотрения свойств лабильности нервной системы как природной основы для развития некоторых сторон музыкальных способностей, оказывающих влияние на качество музыкального восприятия. Исследования ученых свидетельствуют о том, что повышенные скоростные возможности нервного реагирования способствуют более быстрому приобретению самых разнообразных навыков в детском возрасте, в том числе и навыков музыкального восприятия. При этом скорость переработки воспринятой музыкальной информации обеспечивает непосредственность и живость эмоционального отклика, яркость образных представлений, способствует развитию тонкости эмоционального слуха, являющегося показателем художественной одаренности человека. Сочетание лабильности с выраженной слабостью нервной системы является в ряде случаев благоприятной основой развития воображения, что необходимо для проявления творческого начала в процессе музыкального восприятия.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Организация преподавания гимнастических упражнений в X-XI классах на основе инновационного метода круговой тренировки
В последнее время в практике школьного физического воспитания центральное место занимают проблемы, связанные со снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их физического и психического развития, ухудшением здоровья учащихся, а также с низким уровнем их мотивации к учению, н ...

Специальные термины и определения по дизайну и изобразительному искусству
Абстракция – а) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков; б) отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта. Абстракционизм – в изобразительном искусстве XX в.: направление, последователи которого из ...

Единство физического и психического развития ребенка
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенк ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru