Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка. Интонационное восприятие музыки в младшем дошкольном возрасте основывается на осознании отдельных, относительно второстепенных компонентов музыкальной интонации. Интерпретация музыки, ассоциативные связи в процессе ее восприятия в этом возрасте ограничиваются единичными, бедными, сугубо конкретными и односложно называемыми образами. В силу сравнительно слабой устойчивости внимания ребенок в младшем дошкольном возрасте не может долго концентрировать внимание на продолжительном звучании музыки.
В среднем и, особенно в старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта, развития психики ребенка, у него вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее психологических ситуаций. Интерпретация внемузыкальных образов и ассоциаций при этом может опираться на яркие картины и сюжетные рассказы, включающие образы-воспоминания и образы-фантазии. В этом возрасте ребенок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче .
Восприятие музыки – это сложный многоплановый процесс: в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков (высота, тембр, сила и т.д.), осмысление предыдущего опыта, ассоциации с происходящим в настоящее время, следование за развитием музыкальных образов, их переживание и оценка.
Необходимо обратить внимание на то, что качество музыкального восприятия зависит не только от возраста ребенка, но и от уровня его музыкального и общего развития, обусловленного социальным окружением. Если с детства ребенок растет в "немузыкальной" среде, у него может сформироваться негативное отношение к "серьезной" музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию .
Музыкальное восприятие, являясь сложным, многоплановым психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей. Дети, обладающие ярко выраженными общими и музыкальными способностями, проявляют умение с необычной интенсивностью длительное время концентрироваться на восприятии музыкальных произведений, проявляя устойчивость внимания и живость эмоционального отклика .
Исследования Б.М. Теплова показали, что качество музыкального восприятия связано с природными свойствами нервной организации и не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности человека, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, творческой воображение, фантазия, художественное восприятие мира.
Экспериментальные исследования последователей Б.М. Теплова (В.Д. Небылицина, Е.П. Гусевой, Н.С. Лейтеса и др.) подтвердили правомерность рассмотрения свойств лабильности нервной системы как природной основы для развития некоторых сторон музыкальных способностей, оказывающих влияние на качество музыкального восприятия. Исследования ученых свидетельствуют о том, что повышенные скоростные возможности нервного реагирования способствуют более быстрому приобретению самых разнообразных навыков в детском возрасте, в том числе и навыков музыкального восприятия. При этом скорость переработки воспринятой музыкальной информации обеспечивает непосредственность и живость эмоционального отклика, яркость образных представлений, способствует развитию тонкости эмоционального слуха, являющегося показателем художественной одаренности человека. Сочетание лабильности с выраженной слабостью нервной системы является в ряде случаев благоприятной основой развития воображения, что необходимо для проявления творческого начала в процессе музыкального восприятия.
Похожие статьи:
Закономерности обучения
Образование как целостное явление – одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы это продукт внутренней самоорганизации. Закономерность более широкое по объёму понятие, чем «закон» и рассматривается как результат совокупного действия множества законов. Закономерности обучения вы ...
Методика проведения дидактических игр
Организовать и провести дидактическую игру - задача, достаточно сложная для педагога. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой проведения дидактических игр. Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить це ...
Влияние сформированности полоролевых стереотипов на
здоровье подростков
Половое созревание - центральный, стержневой процесс переходного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических и социальная сил. Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид ...