Образование: статьи и материалы » Особенности социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье » Семья как объект социальной работы

Семья как объект социальной работы

Страница 2

Вторым компонентом семьи как системы является окружение. Под ним понимают ситуацию проживания, социоэкономический статус, взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы «большой» семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и слабые стороны этого влияния на семью.

Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Оно исключает в себя ролевую деятельность ее членов – совокупность установок, норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях к другим ее членам (в нуклеарной модели семьи основными семейными ролями являются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев, сестер; в модели большой семьи – добавляются роли дедушек и бабушек, свекра и свекрови, тестя и тещи, зятя и невестки, и т.п.).

Ролевая значительность членов семьи (ведение хозяйства – кто?, забота о детях – кто?) сравнивается со стандартами и учитывается при работе с семьей как объектом воздействия. Четвертым компонентом семьи-системы является история ее развития. Она включает в себя генеалогическое древо семьи («корни» семьи и влияние их на сегодняшнее положения дел в семье), обычаи и традиции семьи и стадии развития семейной жизни.

Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов – важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание при восприятии семьи как объекта социального воздействия. Являясь объектом социального воздействия, семья одновременно является и субъектом социализации личности ребенка. В том случае эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным потенциалом.

Воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, технологического, экономического и социального компонентов.

Биологический компонент определяется наследственностью, которая передается из поколения в поколение генограммой, чем и определяется наследственное состояние психики индивида. Явление это пока изучено недостаточно.

Психологический компонент включает тип семьи («нуклеарная» или «большая», полная или неполная), выполнение ролевых функций членами семьи (действительные и стандарты), тип взаимоотношений в семье (авторитарный, демократический, попустительский), наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития. И главное – нравственно-психологический климат в семье.

Основными составляющими экономического компонента являются уровень доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.

Социальный компонент, который также в совокупности с другими определяет воспитательный потенциал семьи, складывается из принадлежности семьи к определенной этнической группе, социального статуса семьи, образования родителей, их профессии и занимаемой должности, культурного и духовного уровня развития.

Социальная работа с семьей основана на поиске механизмов активизации семьи, отдельных ее членов на преодоление проблемы. Однако не следует забывать, что для некоторых типов семей проявление активной позиции, особенно на первых этапах работы, не представляется возможным. В ряде случаев требуется своевременная помощь: материальная, социально- бытовая, - чтобы создать определенные условия для проявления активности семьи, отдельных ее членов.

Жизнь требует выделения в объект социальной работы не только материально неблагополучные, неполные и сложные семьи, но и семьи, испытывающие различные социальные, психологические, воспитательные, нравственные деформации. Успех же социальной работы с семьей, как объектом помощи, во многом зависит от активизации ее собственных усилий, внутренних возможностей. В таком случае, семья, получая в ходе социальной работы услуги информационного, образовательного характера, психосоциальной помощи, приобретает способность разрешать семейные проблемы и ситуации самостоятельно.

Поэтому важными в решении проблем семьи являются принципы сотрудничества с каждой конкретной семьей и добровольности обращения семьи за помощью.

В работе с семьей социальный работник рассматривает семью в системе отношений. Принцип системного подхода в работе с семьей предполагает восприятие семьи как сложной целостной системы взаимосвязанных отношений. Согласно системному подходу, отдельные клиенты, члены семьи, семья в целом - подсистемы большой целостной системы, семьи. Проблемы одного человека, живущего в семье, затрагивают и других ее членов, влияют на всю систему (семью). Например, появление в семье алкоголика, наркомана, невротика осложняет жизнь всей семьи и делает ее трудной для каждого члена.

Для успешного решения проблем семьи необходимо строить работу на принципе уникальности каждой проблемной ситуации в семье. При этом социальный работник должен основываться на специфических особенностях жизнедеятельности семьи: молодая семья без детей; семья с детьми-дошкольниками; семья с подростками и старшими школьниками; семья с взрослыми детьми или детьми, собирающимися создать собственную семью; семья с детьми, имеющими собственную семью.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Интерактивные технологии формирования гражданской культуры будущего учителя
Термин «интерактивное обучение» пришел к нам из английского языка («interactive»: «inter» - между, меж; «active» - от «act» - действие) и представляет собой перевод термина interactive learning. Таким образом, интерактивное обучение - это обучение, основанное «на прямом взаимодействии обучающихся с ...

Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальнойнедостаточностью
Определение уровня психического развития ребенка является важнейшим направлением в деятельности дефектолога. Задачи такого рода часто возникают в процессе воспитания детей. Причиной обращения к специалистам подобного рода являются дисгармонии в становлении личности, нарушение общепринятых норм и пр ...

Влияние дзюдо на развитие волевой сферы школьников
Дзюдо как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике дзюдоиста, наличию у него определенных волевых качеств. Развитие волевых качеств должно основываться на уверенности дзюдоистов в своих силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико тактических или мора ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru