Данная программа может быть реализована на междисциплинарной основе. Ее могут с успехом осуществлять специалист по социальной работе, психолог, воспитатель, врач, учитель.
В работе охарактеризована проблема насилия в семье над детьми и разработана программа социально-педагогической работы по профилактике насилия над детьми в семье.
Курсовое исследование доказало, что особым объектом социальной работы являются неблагополучные семьи, а также несовершеннолетние дети в этих семьях, которые подвержены риску домашнего насилия. Жестокое обращение с детьми не только наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка или подростка, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых – воспроизводство самой жестокости и насилия.
С целью выявления случаев насилия над детьми различных возрастных групп нами было проведено исследование (анкетирование) в младших и старших классах СШ № 19 г. Минска. Результаты анкетирования младших и старших школьников на базе СШ № 19 г. Минска показали актуальность работы по выявлению случаев насилия над детьми, проведения просветительской работы с родителями и работы по профилактике насилия над детьми. В семьях младших школьников присутствуют случаи физического насилия над детьми (подзатыльники, удары, побои ремнем). Детей, в основном, бьют нечасто. Анкетирование младших школьников также позволило выявить, насколько жестоки родители по отношению к своим детям. Опрос показал, что родители многократно и по различным частям тела бьют детей, не опасаясь причинить им физические и психологические увечья. Случается, что дети подвергаются насилию из-за плохого настроения или неприятностей у родителей, однако чаще всего мамы и папы находят повод для наказания среди проступков ребенка. По результатам исследования старшеклассники подвергаются различным видам насилия, кроме сексуального. Также отметим, что подростки довольно часто проявляют поведение, которое провоцирует родителей на поступки, которые не являются нормой в семье. Анкетирование свидетельствует о наличии различных реакций на проявление насилия в семье: определенные действия (возмущение, переживание, протест) и равнодушие. Однако, считаем, что равнодушие является защитной реакцией на проявление насильственных действий со стороны родителей и в то же время не является решением проблемы, т.к. замалчивание проблем приводит только к их усугублению. Данные показали, что существенная часть детей не знает, где получить помощь при домашнем насилии. Поэтому работа по профилактике насилия в семье, по информированию детей, пострадавших от насилия, где им может быть оказана помощь, имеет существенную актуальность.
В работе представлена программа профилактики насилия над детьми в семье, включающая социальные, правовые и иные меры, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих подверженности несовершеннолетних жестокому обращению, всех видов насилия. Цель программы – содействие предупреждению семейного неблагополучия, насилия над детьми, социальная реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении, направленная на оказание им комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Похожие статьи:
Беседа о традиционной мордовской национальной одежде
Современное поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости ...
Мотивы и формы общения
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков. Помимо коммуникативной фун ...
Методика проведения дидактических игр
Организовать и провести дидактическую игру - задача, достаточно сложная для педагога. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой проведения дидактических игр. Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить це ...