Психолого-педагогическое исследование проводилось в 3 этапа.
На 1 этапе изучались личностные и социально-психологические особенности детей;
на 2 этапе изучались особенности педагогических коммуникаций;
на 3 этапе исследования была сделана попытка соотнесения и анализа взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и отношений детей к урокам музыки с особенностями преподавания.
2.
Для изучения особенностей личностного и межличностного развития детей использованы следующие методики:
а)вопросник Р.Кетелла
; включает в себя 12 факторов, причем значения каждого фактора могут высокими (8-10 стенов) и низкими (1-3 стена).
А
высокие значения: открытый, доброжелательный, общительный, участливый;
низкие значения: замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный.
В
высокие значения: высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний;
низкие значения: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик.
Свысокие значения: уверен в себе, спокойный, стабильный;
низкие значения: неуверен в себе, легко ранимый, неустойчивый.
D
высокие значения: нетерпеливый, активный, легко возбудимый;
низкие значения: неторопливый, сдержанный, флегматичный.
Е
высокие значения: доминирующий, независимый, напористый;
низкие значения: послушный, зависимый, уступчивый.
F
высокие значения: склонен к риску, беспечный, храбрый, веселый;
низкие значения: благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный.
Gвысокие значения:
добросовестный, исполнительный, ответственный;
низкие значения: недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный.
Н
высокие значения: социально-смелый, непринужденный, решительный;
низкие значения: робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе.
I
высокие значения: чувствительный, нежный, зависимый от других;
низкие значения: реалистичный, практичный, полагающийся на себя.
О
высокие значения: тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений;
низкие значения: безмятежный, спокойный, оптимистичный.
Q
3
высокие значения: высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов;
низкие значения: низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.
Q
4
высокие значения: напряженный, раздражительный, фрустрированный;
низкие значения: расслабленный, спокойный, невозмутимый.
Текст вопросника и матрица данных личностных свойств учащихся 2 класса даны в приложении .
б).Для изучения межличностных отношений в классе использована методика социометрия
.
Для выявления эмоционального лидера в классе был задан вопрос: “Скоро твой день рождения. Кого из класса ты пригласишь в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю?”
Для определения лидера в учебной деятельности был задан вопрос: “Предстоит сложная контрольная работа. У кого из класса ты попросишь помощи в 1-ю очередь? Во 2-ю?В 3-ю?”
Матрица данных социального статуса учащихся 2 класса дана в приложении 3.
3.
Для изучения отношения к предметам, преподаваемым в данном классе, использовались следующие методики:
а) метод неоконченных предложений.
Цель: выявить отношение детей к предметам ХЭЦ, в частности, к уроку музыки. Выявить те виды деятельности, которые не вызывают интереса и эмоционального отклика на уроках музыки. Определить субъективный уровень принятия уроков музыки, эмоциональное отношение к ним.
Похожие статьи:
Развитие теории и методики развития речи дошкольников в советский период
Методика развития речи оформилась в самостоятельную науку только в советский период. Уже первые годы существования Советского государства были отмечены массовой организацией детских садов, возникновением теории общественного дошкольного воспитания. Большим завоеванием Советской власти была организа ...
Выявление начального уровня физической культуры детей и подростков
Цель педагогического эксперимента - проверка эффективности разработанных в ходе опытно-экспериментальной работы содержания, форм, методов работы по формированию физической культуры детей и подростков в условиях целенаправленной организации социокультурной среды (взаимодействия школы, семьи, культур ...
Общеразвивающие упражнений в младшей группе
1. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети стро ...