Психолого-педагогическое исследование проводилось в 3 этапа.
На 1 этапе изучались личностные и социально-психологические особенности детей;
на 2 этапе изучались особенности педагогических коммуникаций;
на 3 этапе исследования была сделана попытка соотнесения и анализа взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и отношений детей к урокам музыки с особенностями преподавания.
2.
Для изучения особенностей личностного и межличностного развития детей использованы следующие методики:
а)вопросник Р.Кетелла
; включает в себя 12 факторов, причем значения каждого фактора могут высокими (8-10 стенов) и низкими (1-3 стена).
А
высокие значения: открытый, доброжелательный, общительный, участливый;
низкие значения: замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный.
В
высокие значения: высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний;
низкие значения: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик.
Свысокие значения: уверен в себе, спокойный, стабильный;
низкие значения: неуверен в себе, легко ранимый, неустойчивый.
D
высокие значения: нетерпеливый, активный, легко возбудимый;
низкие значения: неторопливый, сдержанный, флегматичный.
Е
высокие значения: доминирующий, независимый, напористый;
низкие значения: послушный, зависимый, уступчивый.
F
высокие значения: склонен к риску, беспечный, храбрый, веселый;
низкие значения: благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный.
Gвысокие значения:
добросовестный, исполнительный, ответственный;
низкие значения: недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный.
Н
высокие значения: социально-смелый, непринужденный, решительный;
низкие значения: робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе.
I
высокие значения: чувствительный, нежный, зависимый от других;
низкие значения: реалистичный, практичный, полагающийся на себя.
О
высокие значения: тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений;
низкие значения: безмятежный, спокойный, оптимистичный.
Q
3
высокие значения: высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов;
низкие значения: низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.
Q
4
высокие значения: напряженный, раздражительный, фрустрированный;
низкие значения: расслабленный, спокойный, невозмутимый.
Текст вопросника и матрица данных личностных свойств учащихся 2 класса даны в приложении .
б).Для изучения межличностных отношений в классе использована методика социометрия
.
Для выявления эмоционального лидера в классе был задан вопрос: “Скоро твой день рождения. Кого из класса ты пригласишь в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю?”
Для определения лидера в учебной деятельности был задан вопрос: “Предстоит сложная контрольная работа. У кого из класса ты попросишь помощи в 1-ю очередь? Во 2-ю?В 3-ю?”
Матрица данных социального статуса учащихся 2 класса дана в приложении 3.
3.
Для изучения отношения к предметам, преподаваемым в данном классе, использовались следующие методики:
а) метод неоконченных предложений.
Цель: выявить отношение детей к предметам ХЭЦ, в частности, к уроку музыки. Выявить те виды деятельности, которые не вызывают интереса и эмоционального отклика на уроках музыки. Определить субъективный уровень принятия уроков музыки, эмоциональное отношение к ним.
Похожие статьи:
Задачи и методы эстетического воспитания
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами. Первая группазадач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, ...
Формирование мировоззрения через социокульурное содержание школьного курса
информатики
Прежде всего, необходимо определить значение слов «социокультурный опыт». Это накопленный в течение столетий творческий опыт поколений, неразрывно связанный с духовными устоями, героической историей и культурой нашей страны. И это созидательный опыт межпоколенного взаимодействия, безусловно, должен ...
Внедрение новых технологий в процесс обучения
В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Учитель, не владеющий компьютерными технологиями в скором времени будет не интересен современному школьнику. Нельзя тут не согласиться со словами К. Барретта: «Как педагог, в ...