Практические цели изучения лексики и фразеологии - формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений - способствует созданию предпосылок для работы по английскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса учащихся.
Знакомство с лексическими и фразеологическими явлениями создает базу для работы по развитию речи учащихся по обогащению их словарного и фразеологического запаса и овладению лексико-стилистическими нормами, по формированию монологической и диалогической речи.
При изучении лексики и фразеологии формируются учебно-языковые лексикологические и фразеологические умения.
Лексикологические и фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений:
1. общих при изучении каждого лексического понятия;
2. частных, специфичных для каждого лексического явления.
Остановимся на общих упражнениях:
нахождение изучаемого лексического явления среди слов в словосочетании, в предложении или в связном тексте (по образцу и без него). Чтобы выполнить это упражнение, учащиеся должны знать отличительные признаки каждого из лексических явлений;
подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление. Слова для этого упражнения учащиеся подбирают либо из печатных источников (учебников, словарей, газет), либо по памяти;
определение роли изучаемого лексического явления в тексте. С помощью этого упражнения создаются условия не только для закрепления функциональных свойств изученных лексических явлений, но и для понимания изобразительно-выразительных средств в изучаемых художественных произведениях;
группировка изучаемых лексических явлений. К выполнению данного упражнения учащихся необходимо готовить, устанавливая единое основание деления слов на группы;
нахождение и исправление лексических ошибок. Материалом для этого упражнения служат группировки лексических явлений, составленных не по одному основанию, или группировки, составленные самими учащимися с ошибками.
В методике лексики и фразеологии, как и в других разделах методики изучения иностранного языка, используются общедидактические принципы (наглядность, сознательность и активность, доступность и посильность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории и практики, научность) и специальные принципы, вытекающие из особенностей изучаемых лексических и фразеологических явлений.
При обучении фразеологическим единицам в современной школе используются следующие средства обучения: учебник; таблицы и раздаточный материал; карточки; диафильмы и диапозитивы; толковые словари. В целом они составляют необходимый комплекс. Лишь совокупное их применение учителем способно обеспечить реализацию задач, поставленных в связи с изучением фразеологических единиц в школе.
В результате изучения лексики учащиеся должны уметь:
толковать лексические значения известных слов;
узнавать лексическое значение слова, в котором оно употреблено в контексте (в словосочетании, предложении, в тексте);
находить в тексте фразеологические единицы;
в определенных случаях определять изобразительно-выразительную роль в текстах разных стилей фразеологических единиц;
употреблять в речи в необходимых случаях изученные фразеологические единицы.
Для контроля за усвоением перечисленных знаний и овладением указанными умениями необходимо использовать как устные, так и письменные формы проверки.
Текущая проверка знаний по лексике и фразеологии и лексических умений реализуется при опросе. Наряду с вопросами целесообразно предлагать специальные задания.
Похожие статьи:
Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах («Психологической исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла ...
Представители творческой педагогики советского периода и их роль в
обогащении теории и практики воспитания
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934). Известен как создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений "Сеттлемент" (1906), "Бодрая жизнь" (1911), "Первая опытная станция" (1919-1932). В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, восп ...
Формирование морфологических и синтаксических и представлений
При устранении аграмматической дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие фу ...