Использование в процессе организации учебной деятельности наглядных пособий, способствует формированию познавательного интереса у школьников. Объективной стороной развития познавательных интересов у учеников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием, педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания. Роль познавательного интереса в процессе организации учебной деятельности состоит в том, что он и в обучении, и в учении является носителем внешних и внутренних ресурсов, объективных и субъективных факторов эффективной совместной деятельности учителя и учащихся. Интерес сообщает познавательной деятельности силу, интенсивность, легкость и быстроту; под влиянием интереса познание принимает для человека «личностный смысл»; опираясь на интерес, вся деятельность ученика становится плодотворной.
Проникая в сферу познавательных интересов школьников видно, что по своему содержанию и проникновению в познание процессы различны у учащихся одного и того же класса, хотя им предоставлены равные условия. Однако для одного сфера приложения интереса лежит в углублении познания истины, для другого – в практической роли получаемых знаний, которые позволяют ему самому осуществить нечто реальное, ощутимое.
Характер познавательного интереса, его направление следует рассматривать вместе с множеством факторов и условий: на какой основе рождается то или иное направление познавательного интереса? Каков индивидуальный опыт ученика? Каково приобретение его в познании? Все эти важные вопросы на пути изучения стремлений, запросов и интересов школьника в процессе обучения. Но каким бы ни был характер познавательного интереса, это важная и прочная основа, на которой можно прогнозировать перспективы развития не только интереса к знаниям, учениям, но и личности ученика.
Существует несколько подходов к развитию познавательного интереса у школьников на уроках биологии (по Яхонтовой):
Эмоциональное состояние заинтересованности вызыватся занимательными свдениями о редких растениях и животных, оригинальных приспособлениях организмов к среде обитания, сложных биологичнских взаимодействих и т.д.
Познавательный интерес развивается путем воспитания пытливости учащихся при углубленном анализе существа биологических явлений. Для этого школьникам постоянно сообщается дополнительная к учебнику информация о достижениях науки и практики, о природе родного края и т.д.
Использование межпредметных связей. Учитель объясняет не только биологические вопросы, но и связанные с ним физические, химические, географические явления, тем самым углубляя знания учащихся, которые имеют мировоззренческое значение и вызывают интерес к содержанию предмета.
Использование поисковых методов, вопросов, побуждающих учащихся к самостоятельным заключениям и выводам.
Широкое применение на уроках биологии наглядных пособий.
Наглядность активируют познание школьников на уроках биологии. Главным инструментом познания является мышление. Поэтому, учитывая его взаимосвязь с другими познавательными процессами и не умаляя их роль в организации учения, особое внимание в процессе руководства их деятельностью необходимо уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.). Мышление на уроках может происходить в разных формах – понятия, суждения, умозаключения, гипотез и теорий.
Похожие статьи:
Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в
Народная мудрость гласит, что любая держава черпает свои силы в образованности и просвещенности общества, а это значит, что государство и общество должны быть «развернуты» к человеку, его личности и культуре, общественному бытию и сознанию, к тому, что определяется понятием «гуманитарность». Ни как ...
Характеристика психолого-педагогических особенностей дошкольного возраста
Педагогику (в первую очередь педагогику развития) интересует происходящие в человеке изменения и то, как эти изменения повлияют на продуктивную (профессиональную и пр.) деятельность человека в социуме. Именно поэтому, обсуждая эффективность образования, мы должны затрагивать внутренние психические ...
Формирование основ эстетического вкуса
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и п ...