Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья.
В «Кратком словаре по семейному воспитанию» (И.В. Гребенников, Л.В. Новинников указывается, что семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.
Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Важнейшие функции семьи — продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между этими функциями существует тесная связь, взаимозависимость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.
Характеризуя роль семьи в развитии и формировании личности ребенка, Е.Н. Гуриненко отмечает следующее:
1. Воспитательное воздействие человек ощущает со дня своего рождения. Именно в семье в дошкольные годы создается сердцевина человеческой личности, вызревают свойства психики, основы его отношения к жизни.
2. Семейное воспитание является непрерывным, оказывает продолжительное и многообразное влияние на развитие ребенка.
3. Семья – это основа естественного воспитания. Эмоциональная насыщенность взаимоотношений взрослого и детей есть важнейший фактор, формирующий эмоционально-мотивационную среду детей, их отношение к жизни, людям.
4. Родители имеют больше возможностей для глубокого и систематического изучения и учета индивидуальности ребенка и более вдумчивого наблюдения за развитием его личности. Каждая семья – это система неповторимых микросредовых условий, индивидуальности родителей, и это накладывает неизгладимый отпечаток на духовный, нравственный облик, взгляды, интересы, потребности личности.
5. Незаметный, скрытый характер педагогических воздействий родителей обеспечивают высокую эффективность воспитательного процесса.
6. Семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапному расширению его кругозора и опыта.
Семья детей с ОПФР имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей нормально развивающегося ребенка (Т.Г .Богданова, Е.И. Исенина, М.М. Семаго, В.В. Ткачева). Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т.д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.
Е.В. Любезнова отмечает, что существуют разные типы отношений родителей к ребенку с особенностями психофизического развития:
• полное принятие: родители понимают и принимают дефект ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;
• сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;
• нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок «особенный», ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
Похожие статьи:
Требования к условиям организации занятия дошкольников
Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей: а) все оборудование: гимнастическая стенка, к ...
Опытно-экспериментальная
работа по определению уровня познавательного развития ребенка старшего
дошкольного возраста
Для исследования уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: - первичная диагностика познавательного развития ребенка (констатирующий эксперимент); - реализация комплекса занятий по развитию речи, направлен ...
Газета для родителей, как средство педагогического информирования семьи
Детский сад № 57 работает по программе «Из детства в отрочество», созданной авторским коллективом под руководством Т. Н. Дороновой. Программа интересна для воспитателей, обеспечивает охрану здоровья, развитие детей и их качественную подготовку к школе. Важнейшее положение данной комплексной програм ...