В настоящее время в Республике Беларусь осуществляется трансформирование специального образования, одной из задач которого является приведение специального образования в соответствие с реформой общеобразовательной школы. Одним из основных направлений данной реформы является расширение образовательных структур интегрированного профиля, в том числе создание классов интегрированного обучения.
Практика интегрированного обучения и воспитания различных категорий детей с особенностями психофизического развития в системе специального образования показывает, что в силу своих физических и психологических особенностей дети, занимающиеся в классах интегрированного обучения, с трудом усваивают учебные умения и навыки. У этих ребят недостаточно сформированы эмоционально-волевая сфера, основные интеллектуальные операции: анализ, синтез, обобщение, абстракция, перенос. У них наблюдается неустойчивость памяти, внимания, низкий уровень развития речи, плохо развит фонематический слух; слабо развита моторика, ориентировка в пространстве; снижены работоспособность и познавательная активность. Но эти дети очень хорошо умеют использовать помощь педагога. Они обладают потенциальными возможностями, которые хорошо раскрываются во время индивидуальных занятий и даже во время фронтальной работы.
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Практика показывает, что многие родители не знают, чем занимается с детьми учитель-дефектолог на своих занятиях. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка — важное условие успеха. Главной задачей работы учителя-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в оказании помощи своему ребенку.
Проблема взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания школьников с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) раскрывается в исследованиях А.Н. Коноплевой, Э.Н. Хотеевой, О.С. Хруль, Л.А. Бондаревич и др. Они подчеркивают важность и значимость активного взаимодействия педагогов с родителями школьника с нарушением развития в построении воспитательной работы, так как именно семья является той естественной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.
В связи с этим изучение специфики взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания и обучения школьников с ОПФР, систематизация и обобщение имеющихся исследований по данной проблеме представляется весьма актуальным.
Цель исследования: теоретически обосновать условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи с учащимися в условиях интегрированного обучения и разработать методические рекомендации по совершенствованию совместной работы школы и семьи.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
1. Дать общую характеристику интегрированного обучения;
2. Охарактеризовать роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития;
3. Выявить основные формы и методы совместной работы школы и семьи по воспитанию школьников;
4. Разработать предложения по совершенствованию взаимодействия школы и семьи работы в классах интегрированного обучения.
Объект исследования: совместная работа образовательного учреждения и семьи в условиях интегрированного обучения.
Предмет исследования: содержание, организационные формы и методы совместной работы школы и семьи по обучению и воспитанию школьников с ОПФР.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: библиографический поиск, теоретический анализ и обобщение данных литературы в свете проблемы исследования, педагогический эксперимент (констатирующий этап, формирующий и контрольный), качественный и количественный анализ полученных в ходе проведения эксперимента данных.
Структура и объем работы. Курсовая работа представлена на 33 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы (26 наименований) и приложений.
Похожие статьи:
Осуществление нравственного, трудового воспитания в процессе занятий
физическими упражнениями
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действ ...
Формирование графических навыков у дошкольников
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для воспитания развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются, наблюдательность, эстетическое воспитание, эстетические эмоции, художественный вкус, творчески ...
Анализ существующих интенсивных методик обучения иностранному языку
За всю историю человечества было разработано великое множество различных образовательных методик. Существуют традиционные и нетрадиционные методы обучения иностранному языку. Под традиционным способом изучения иностранного языка принято понимать грамматико-переводной метод изучения. Метод основан н ...