Для исследования уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов:
- первичная диагностика познавательного развития ребенка (констатирующий эксперимент);
- реализация комплекса занятий по развитию речи, направленного на познавательное развитие ребенка (формирующий эксперимент);
- повторная диагностика уровня познавательного развития дошкольника (контрольный эксперимент).
Для проведения эксперимента, заключающегося в диагностике познавательного развития детей дошкольного возраста, мы взяли детей старшей группы МДОУ «Дюймовочка». В эксперименте участвовали 10 человек: 5 детей контрольной и 5 детей экспериментальной группы.
План эксперимента:
Подбор диагностик, выявляющих уровень познавательного развития дошкольников.
Предварительная работа: знакомство с детьми и условиями проведения диагностики.
Определение критерия оценки познавательного развития дошкольников.
Обработка и выводы результатов исследования.
Констатирующий эксперимент
Цель эксперимента: выявить уровень познавательного развития старших дошкольников.
Исследование уровня познавательного развития старших дошкольников мы проводили поэтапно:
определение объема памяти;
определение уровня развития воображения;
определение уровня развития мышления;
определение уровня развития внимания;
определение уровня развития восприятия;
определение уровня развития речи.
Время эксперимента: октябрь - ноябрь 2004 года.
Констатирующий эксперимент реализовывался в следующей последовательности:
Определение объема памяти
Методика: Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала (Приложение №1.).
Анализ результатов: в экспериментальной и контрольной группах наибольший объем образной памяти при запоминании картинок и предметов (см. таблицы № 2.1 и 2.2).
Таблица № 2.1.
Результаты исследования объема произвольной образной памяти в Э.Г.
Ф.И. ребенка |
Материал для запоминания | ||
предметы |
картинки |
геом. фигуры | |
Саша К. |
8 |
7 |
7 |
Юля П. |
7 |
8 |
7 |
Сергей Ж. |
5 |
6 |
6 |
Настя А. |
6 |
7 |
6 |
Олеся М. |
7 |
7 |
6 |
Таблица № 2.2.
Результаты исследования объема образной памяти в К.Г.
Ф.И. ребенка |
Материал для запоминания | ||
предметы |
картинки |
геом. фигуры | |
Вика Г. |
6 |
7 |
6 |
Дима Х. |
6 |
7 |
5 |
Диана Н. |
8 |
8 |
6 |
Андрей Ж. |
7 |
6 |
6 |
Слава И. |
7 |
6 |
5 |
Похожие статьи:
Информационно-коммуникационные технологии
Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С и ...
Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и
проблематика их научных исследований
В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р.Атутов, Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, П.Н.Груздев, М.А.Данилое, Н.К.Гончаров, Л.В.Занков, Б.П.Есипов, Т.И.Ильина, И.А.Каиров, Т.Е.Конникова, Ф.Ф.Королев, И.Я.Лернер, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г,И.Щукина и др. Они р ...
Технология модульного обучения
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем: 1. Содержание обучения пре ...