Образование: статьи и материалы » Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир" » Сущность нравственного воспитания

Сущность нравственного воспитания

Страница 2

Нравственные чувства – переживание человека своего отношения к поступкам и действиям, регулируемыми нормами нравственности. Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным по структуре. К сфере нравственных чувств относятся: сопереживание, сочувствие, эмпатия, чувства долга, ответственности за результаты своей деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.

Поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в обществе, принято считать нравственным поведением . Важнейшим условием воспитания нравственного поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания.

Общеобразовательная школа ставит перед собой следующие задачи по нравственному воспитанию:

раскрывать учащимся содержание общечеловеческих нравственных ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности;

добиваться превращения общественных норм и правил поведения в глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно – волевую сферу;

прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных местах;

воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной, трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.

Каждая из указанных задач выполняет определенные функции, а в совокупности они раскрывают технологию воспитания у школьников целостной структуры нравственных ценностей. В каждом конкретном случае могут взаимодействовать разные стороны процесса: нравственное просвещение, убеждение и приучение, возможно равномерное взаимодействие всех трех сторон воспитания.

Логическая структура нравственного воспитания представляется следующим образом. Важнейшей задачей этого процесса является овладение учащимися знаниями норм и правил поведения. Без знания норм и правил поведения невозможно подвести учащихся к убеждению, тем более к их реализации. Если какие- то нормы нравственного поведения и будут вырабатываться, то неосознанно, методом проб и ошибок. Поэтому необходимо систематическое и целенаправленное воспитание у школьников нравственного поведения с ранних детских лет.

Все зависит от возраста, но логически всегда надо начинать с нравственного просвещения. Хотя в каждом конкретном случае началом может быть и поступок, и соучастие, и чувство. Знание основ морали поможет учащимся глубже осмыслить свое поведение и оценить поступки других, разобраться в сложных ситуациях взаимоотношений со сверстниками и старшими, знакомыми и незнакомыми людьми. Островская Л. Ф. ставит перед педагогом и родителями учеников начальной школы следующие задачи по формированию у детей нравственного воспитания:

воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие нормально расти, развиваться и организовывающие поведение ребенка;

формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы поведения;

учить детей уважительно относиться к окружающим, считаться с их мнением, интересами, удобствами;

воспитывать навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами других;

воспитывать культуру речи, т. е. умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на “вы”, по имени и отчеству, говорить с четкой дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции;

воспитывать бережное отношение к окружающей природе (умение видеть прекрасное, стремиться беречь природу, действовать соответственно правилам и т. д.);

вырабатывать у ребенка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком в школе, в семье;

формировать у ребенка разумные потребности и воспитывать чувство долга.

Поэтому необходима целенаправленная работа по ознакомлению учащихся с общечеловеческими нормами и правилами поведения дома, в школе, общественных местах, во взаимоотношениях между сверстниками, мальчиками и девочками, по отношению к родной природе, животным, по отношению к самому себе. Разумеется, воспитание общечеловеческих нравственных ценностей должно происходить с учетом национальных особенностей, на культурно- национальной основе, с учетом привычек, обычаев и традиций своего народа.

Подлинный, глубинный действенный процесс нравственного воспитания заключается в разрешении противоречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности- нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром деянии и нравственном удовлетворении.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в процессе рисования с натуры
В процессе жизни человек получает самые различные впечатления от многих предметов. При этом признаки предметов, объектов или явлений не только запечатлеваются в памяти, но и сопоставляются друг с другом по сходству: форма с формой, цвет с цветом и т.д. При этом прочнее запоминаются в каждом предмет ...

Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
Проблеме эмоций уделяли внимание и отечественные и зарубежные психологи. Об односторонности современных зарубежных теорий эмоций в какой-то мере свидетельствуют сами названия: «психоаналитическая» (Фрейд, Холт, Дал); «интеллектуалистическая» (Спенсер); «когнитивная» (Арнольд); «активационно-энергет ...

Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей младшего возраста
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов основной качественной характеристикой нарушений поведения является агрессивность. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьног ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru