Образование: статьи и материалы » Нетрадиционная методика построения занятий с дошкольниками по плаванию » Организация и проведение занятий на глубокой воде

Организация и проведение занятий на глубокой воде

Страница 1

Объем временных затрат на проведение занятий на мелководье делает возможным проведение занятий на глубокой воде лишь начиная с конца средней группы.

Большое значение в обучении на глубокой воде имеет показ упражнения в целом и отдельных его элементов. Показывать упражнение лучше всего непосредственно перед выполнением его детьми. Привлечение к показу помощников также значительно облегчает объяснение. Демонстрация движений должна сопровождаться четким и доходчивым разъяснением деталей, что помогает предупредить неправильное усвоение. На этапе обучения отдельным движениям речь инструктора-педагога может быть образной, но при этом не должна иметь оттенка развлекательности. Дети во время выполнения упражнений должны быть сосредоточены.

Основным показателем возможностей ребенка выполнять плавательные движения является полноценное выполнение им скольжения. Правильно выполняемое скольжение определяется следующими показателями: а) исходное положение перед отталкиванием, б) сила толчка, в) положение тела во время скольжения. При обучении плаванию именно скольжению должно уделяться 80% затраченного времени, и только после длительного его выполнения можно приступать к обучению движениям.

Какую же программу движений и в какой последовательности нужно создать и довести до автоматизма, чтобы дошкольник с его неустойчивой нервной системой и недостаточным координационным багажом овладел таким сложным видом спорта, как плавание?

Кроль на груди

Кроль на груди - самый быстроходный способ плавания. Подчиняясь общему закону механики - экономичности и эффективности гребковых движений, он оказался наиболее приемлемым и в обучении плаванию дошкольников.

Традиционно рекомендуется начинать обучение с движений ногами. Однако, как показывает наш опыт, при такой методике обучения у начинающих плавать формируются типичные ошибки: чрезмерно сильное сгибание ног, движения с большой частотой и малой амплитудой, подтягивание ног под живот, отсутствие продвижения вперед.

Подобные ошибки вполне объяснимы, поскольку эффективность движения ногами заключается в умении создавать значительное ускорение стопой при ее движении вниз. Для этого нужны специальные упражнения в воде и на суше, развивающие силу мышц и мягкость суставов. Хорошо известно, что энергетические расходы при работе ногами превышают в 3-4 раза таковые при работе руками. Поэтому ноги играют небольшую роль в создании движущей силы, а их основной функцией является компенсация механических возмущений, вызванных движениями рук.

Существует двух-, четырех- и шестиударный кроль на груди, когда на полный цикл движений руками пловец выполняет названное количество ударов ногами (зависит от скорости плавания, физических и индивидуальных способностей пловца).

Начиная обучение дошкольников с движений ногами, мы невольно навязываем ребенку шестиударный кроль. Большинство дошкольников с трудом осваивают этот навык, а некоторым это вообще не удается, что вторично вызывает негативные переживания и формирование стойкого негативного отношения к воде. В дальнейшем многие дети испытывают сложности в согласовании движений ног с гребковыми движениями рук, а также в сочетании плавательных движений с дыханием.

Мы предлагаем начинать обучение плаванию способом кроль на груди с движений руками, поскольку именно руки создают основную движущую силу. Предварительно детям показывается способ плавания в целом, при этом их внимание обращается на движение рук (как при ходьбе и беге). Затем попеременные движения руками (сопровождаемые пояснением: "до ноги - в потолок - на ухо") отрабатываются на суше и закрепляются дома.

При плавании кролем на груди ребенок свободно лежит на поверхности воды, голова находится между рук. Гребок выполняется прямой рукой, в момент окончания гребка большим пальцем нужно коснуться бедра (условно). При удачном выполнении рука с легкостью проносится по воздуху и снова погружается в воду. Не следует требовать от детей сложной траектории движения руки над и под водой (как это рекомендуется в методической литературе), главное на данном этапе обучения - равномерное продвижение по прямой линии с сохранением горизонтального положения тела.

Скорость

Принцип экономичного плавания предполагает разумное распределение сил пловца на дистанции. Поэтому мы обучаем детей плавать медленно, сохраняя непрерывность движений (без наплыва).

Первое время дошкольники рефлекторно выполняют движения руками очень быстро, результатом чего являются короткие гребки. Необходимо сразу добиваться выполнения длинного гребка, или, как мы называем, "шага" ("шагаем, как мама", "шагаем, как папа"). Соревновательный дух обучения придает динамичность упражнениям и удерживает высокую активность детей на протяжении всего занятия. Большинство наших детей уже на шестом году жизни (старшая группа) способны проплывать весь бассейн (8 м) со старта только при помощи рук, сохраняя длинный гребок (на задержке дыхания).

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Информационное моделирование
Предметом изуче­ния информатики является информационное моделирование. Тема натурных моделей затрагивается лишь в самом начале, в связи с определением понятия модели и разделением моделей на матери­альные (натурные) и информационные. В свою очередь, информа­ционное моделирование делится на моделиро ...

Формирование основ эстетического вкуса
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и п ...

Коррекция и самоконтроль при обучении грамматики
Основная практическая цель обучения иностранному языку в школе, как известно, состоит в «формировании умений и навыков понимания мыслей других людей (в устной и письменной формах) и выражение своих мыслей (тоже в устной и письменной формах)». Следует отметить, что критерием сформированности навыка ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru