Образование: статьи и материалы » Программа деятельности эксперта при проведении аттестации образовательного учреждения » Порядок проведения аттестационной экспертизы

Порядок проведения аттестационной экспертизы

Страница 1

Для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы:

а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;

б) копию устава образовательного учреждения;

в) копию лицензии на образовательную деятельность;

г) учебный план образовательного учреждения;

д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;

е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет;

ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.

Основные методы сбора информации и экспертизы - это наблюдение, исследовательское интервью, групповая дискуссия, различные игровые методы, системный анализ, а также методы экспертизы различных документов, в которых отражается будущее или настоящее образовательного и управленческого процессов: проектов, планов, программ и др. Заметим, что аналитическая работа начинает осуществляться экспертом уже на этапе сбора информации. Однако, для того, чтобы не путать описание деятельности с ее интерпретацией и не подменять интерпретацию описанием событий, процессов, явлений, характеристикой объекта, эксперту следует, как уже отмечалось выше, разделять эти два плана и, соответственно, задачи сбора и интерпретации полученной информации.

Наблюдение (прямая регистрация событий очевидцем) предназначено для описания феноменального плана, подчинено четко сформулированной цели и планируется по заранее обдуманной процедуре. Все данные наблюдения фиксируются в протоколе по определенной системе, а полученная информация должна поддаваться контролю на обоснованность.

Суть наблюдения состоит в том, что эксперт, находясь на занятиях, присутствуя на совещаниях, педагогических советах, обсуждениях педагогами своей работы и т.д., фиксирует наблюдаемые события: их ход, содержание и методы деятельности субъектов (например, то, какие задания дает учитель ученикам, что и каким образом объясняет, как подводит итоги занятия, что оценивает положительно и отрицательно и т.д.).

Затем, переходя из феноменального плана в план интерпретации деятельности, эксперт дает свою трактовку наблюдаемого (увиденного, услышанного, прохронометрированного) и обосновывает эту точку зрения, опираясь на знание предмета экспертизы.

Исследовательское интервью (проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым) направлено на выявление профессиональных ценностей интервьюируемого, его целей, представлений о результатах выполняемой деятельности, а также, возможно, и внутренних, не до конца осознанных мотивах.

Интервью позволяет эксперту разобраться с идеальными представлениями субъекта о своей деятельности и ее целях.

Групповая дискуссия представляет собой организованное обсуждение под руководством ведущего тех или иных вопросов, связанных с осуществляемой инновационной деятельностью.

Этот метод может использоваться как в целях диагностики ситуации и социально-психологических особенностей участников дискуссии, так и в целях обучения участников дискуссии коммуникативным умениям, необходимым в групповой работе, умениям анализировать и оценивать свою профессиональную деятельность и т.п. Однако, используя этот метод, следует учитывать, что главной проблемой, снижающей эффективность групповой работы, является отсутствие у ее участников знания правил и владения техникой проведения совместного обсуждения.

Для диагностики (анализа) ситуации можно использовать метод фокус-групп как разновидность групповой дискуссии. Фокус-группа позволяет получить "субъективную" информацию от нескольких (до 10-12) человек одновременно, а также за счет столкновения нескольких точек зрения более глубоко и разносторонне увидеть обсуждаемые проблемы.

Игровые методы (имитационные игры) - это воспроизведение (моделирование) в игровой форме конкретных или воображаемых ситуаций и процессов, в которых участникам предлагается выполнение определенных игровых функций (ролей). Применяется как метод исследования ситуации. Например, может быть проигран процесс разработки программы проведения эксперимента, обсуждение его направлений, целей и задач. Это позволяет не только реально продвинуться в создании конкретного проекта, но и увидеть, как в такой сложной деятельности проявляются разные люди, какие позиции они занимают. Игровая ситуация также помогает ее участникам определить свое место в планируемых изменениях (инновации).

Существует несколько разновидностей подобных игр: деловые, ролевые, организационно - деятельностные и т.д. Игра позволяет не только исследовать, понять особенности сознания и деятельности ее участников, но и обучить их различным приемам и методам в процессе реализуемой, хотя и игровой, но вполне конкретной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Личность и авторитет учителя
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Именно поэтому в психологической науке существует множество определений личности. В.М. Бехтерев утверждает, что «личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самостоятельная особь со своим психическим укладом и с инди ...

Основные функции дидактической игры
Дидактическая игра - это сложное, многообразное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал у ...

Группа дезадаптированных детей с хорошим уровнем интеллекта
Среднее арифметическое – 14 Среднее квадратичное отклонение s=2,58 min значение – 11 max значение – 18 Коэффициент вариации – 18%, что говорит о средней выраженности неоднородности выборки в проявлении данного признака во второй группе детей с хорошим уровнем интеллекта. Индивидуальные значения (mi ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru