Образование: статьи и материалы » Программа деятельности эксперта при проведении аттестации образовательного учреждения » Порядок проведения аттестационной экспертизы

Порядок проведения аттестационной экспертизы

Страница 1

Для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы:

а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;

б) копию устава образовательного учреждения;

в) копию лицензии на образовательную деятельность;

г) учебный план образовательного учреждения;

д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;

е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет;

ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.

Основные методы сбора информации и экспертизы - это наблюдение, исследовательское интервью, групповая дискуссия, различные игровые методы, системный анализ, а также методы экспертизы различных документов, в которых отражается будущее или настоящее образовательного и управленческого процессов: проектов, планов, программ и др. Заметим, что аналитическая работа начинает осуществляться экспертом уже на этапе сбора информации. Однако, для того, чтобы не путать описание деятельности с ее интерпретацией и не подменять интерпретацию описанием событий, процессов, явлений, характеристикой объекта, эксперту следует, как уже отмечалось выше, разделять эти два плана и, соответственно, задачи сбора и интерпретации полученной информации.

Наблюдение (прямая регистрация событий очевидцем) предназначено для описания феноменального плана, подчинено четко сформулированной цели и планируется по заранее обдуманной процедуре. Все данные наблюдения фиксируются в протоколе по определенной системе, а полученная информация должна поддаваться контролю на обоснованность.

Суть наблюдения состоит в том, что эксперт, находясь на занятиях, присутствуя на совещаниях, педагогических советах, обсуждениях педагогами своей работы и т.д., фиксирует наблюдаемые события: их ход, содержание и методы деятельности субъектов (например, то, какие задания дает учитель ученикам, что и каким образом объясняет, как подводит итоги занятия, что оценивает положительно и отрицательно и т.д.).

Затем, переходя из феноменального плана в план интерпретации деятельности, эксперт дает свою трактовку наблюдаемого (увиденного, услышанного, прохронометрированного) и обосновывает эту точку зрения, опираясь на знание предмета экспертизы.

Исследовательское интервью (проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым) направлено на выявление профессиональных ценностей интервьюируемого, его целей, представлений о результатах выполняемой деятельности, а также, возможно, и внутренних, не до конца осознанных мотивах.

Интервью позволяет эксперту разобраться с идеальными представлениями субъекта о своей деятельности и ее целях.

Групповая дискуссия представляет собой организованное обсуждение под руководством ведущего тех или иных вопросов, связанных с осуществляемой инновационной деятельностью.

Этот метод может использоваться как в целях диагностики ситуации и социально-психологических особенностей участников дискуссии, так и в целях обучения участников дискуссии коммуникативным умениям, необходимым в групповой работе, умениям анализировать и оценивать свою профессиональную деятельность и т.п. Однако, используя этот метод, следует учитывать, что главной проблемой, снижающей эффективность групповой работы, является отсутствие у ее участников знания правил и владения техникой проведения совместного обсуждения.

Для диагностики (анализа) ситуации можно использовать метод фокус-групп как разновидность групповой дискуссии. Фокус-группа позволяет получить "субъективную" информацию от нескольких (до 10-12) человек одновременно, а также за счет столкновения нескольких точек зрения более глубоко и разносторонне увидеть обсуждаемые проблемы.

Игровые методы (имитационные игры) - это воспроизведение (моделирование) в игровой форме конкретных или воображаемых ситуаций и процессов, в которых участникам предлагается выполнение определенных игровых функций (ролей). Применяется как метод исследования ситуации. Например, может быть проигран процесс разработки программы проведения эксперимента, обсуждение его направлений, целей и задач. Это позволяет не только реально продвинуться в создании конкретного проекта, но и увидеть, как в такой сложной деятельности проявляются разные люди, какие позиции они занимают. Игровая ситуация также помогает ее участникам определить свое место в планируемых изменениях (инновации).

Существует несколько разновидностей подобных игр: деловые, ролевые, организационно - деятельностные и т.д. Игра позволяет не только исследовать, понять особенности сознания и деятельности ее участников, но и обучить их различным приемам и методам в процессе реализуемой, хотя и игровой, но вполне конкретной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Значение информационно-коммуникационной технологии для профессионального роста преподавателей
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребенка могут повлиять знания окружающег ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыт ...

Исследование интеллекта
Одним из критериев и проявлений школьной дезадаптации является успеваемость или точнее неуспеваемость детей. Предполагается, что уровень успеваемости в очень большой степени обусловлен уровнем интеллектуального развития. Поэтому первой задачей нашего исследования явилось изучение состояния интеллек ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru