Дидактическая игра - это сложное, многообразное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение, в ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.
По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения ученика в учение, то через освоение в игровых ситуациях элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, то есть игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием.
Дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения -облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:
- формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- формирование психологических новообразований;
- формирование общеучебных умений, навыков учебной и
самостоятельной работы;
- активизация процесса обучения.
Условия проведения дидактических игр
Каждая дидактическая игра должна соответствовать определенным требованиям:
1. Учащиеся должны осознать правила, соблюдая которые можно достичь желаемого результата;
2. Должна быть возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком (индивидуальная активность при коллективной форме игры);
3. Наличие воображаемой ситуации и плана действий, а также ролей, игровых приемов;
4. Дети должны создать игровой результат.
Успешность проведения игры в значительной мере зависит от учителя, от его умения «заразить», увлечь игрой. Преподавателю для этого нужно самому быть увлеченным.
Для успешного проведения дидактической игры педагог должен обладать рядом профессионально важных качеств в отношении игровой деятельности детей:
1. Обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
2. Уметь организовать начало игры;
3. Уметь наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
4. Широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт;
5. Создать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
6. Уметь самому включаться в игру на главных и второстепенных ролях;
7. Уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение);
8. Регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социальным статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных;
9. Учить детей обсуждать игру, оценивать ее.
Также можно выделить следующие основные условия успешного проведения дидактической игры:
1. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать;
2. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;
3. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность;
4. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
5. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
Похожие статьи:
Интерпретация результатов исследования и оценка экономической воспитанности
младших школьников
При оценке социально-экономических знаний, умений и качеств младших школьников было выделено четыре уровня: Высокий уровень (соответствующий оценке «5»). Школьники хорошо осознают необходимость социально-экономических знаний и умений. Владеют ими и систематически используют их в своей деятельности. ...
Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим
недоразвитием речи в повседневной деятельности
Задачи обучающего этапа: апробировать подобранные методы и приёмы обучения детей 5-6 лет с ОНР различным способам словообразования в повседневной жизнедеятельности; составить комплекс наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых при обучении образованию слов-действий де ...
Развитие речи ребенка третьего года жизни
Этапы развития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, Ю.В. Микляева, Н.С. Жукова, Лопухина И.С., Дьякова Н.И.). Исходя из этого, можно представить развитие речи ребенка третьего года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще ...