Образование: статьи и материалы » Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах » Основные функции дидактической игры

Основные функции дидактической игры

Дидактическая игра - это сложное, многообразное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение, в ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения ученика в учение, то через освоение в игровых ситуациях элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, то есть игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием.

Дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения -облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

- формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- формирование психологических новообразований;

- формирование общеучебных умений, навыков учебной и

самостоятельной работы;

- активизация процесса обучения.

Условия проведения дидактических игр

Каждая дидактическая игра должна соответствовать определенным требованиям:

1. Учащиеся должны осознать правила, соблюдая которые можно достичь желаемого результата;

2. Должна быть возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком (индивидуальная активность при коллективной форме игры);

3. Наличие воображаемой ситуации и плана действий, а также ролей, игровых приемов;

4. Дети должны создать игровой результат.

Успешность проведения игры в значительной мере зависит от учителя, от его умения «заразить», увлечь игрой. Преподавателю для этого нужно самому быть увлеченным.

Для успешного проведения дидактической игры педагог должен обладать рядом профессионально важных качеств в отношении игровой деятельности детей:

1. Обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

2. Уметь организовать начало игры;

3. Уметь наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;

4. Широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт;

5. Создать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

6. Уметь самому включаться в игру на главных и второстепенных ролях;

7. Уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение);

8. Регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социальным статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных;

9. Учить детей обсуждать игру, оценивать ее.

Также можно выделить следующие основные условия успешного проведения дидактической игры:

1. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать;

2. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;

3. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность;

4. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;

5. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.


Похожие статьи:

Художественно-педагогические игры на уроках изобразительного искусства
Программы и методические разработки по изобразительному искусству (Б. Юсов, Б. Неменский) предлагают множество игр: «Три мастера», «Морской флот», «Народные праздники», «Художественный совет» и др. К каким видам игр их можно отнести? Безусловно, ролевые игры - «всем возрастам покорны». А как быть с ...

Реализация условий развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе рисования с натуры
В формирующем эксперименте приняли участие учащиеся экспериментальной группы. На данном этапе эксперимента мы провели работу по развитию логического мышления у младших школьников в процессе рисования с натуры. Задачами развития логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры м ...

Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогический идей ученых-методистов и деятелей белорусской культуры
В XVIII в. педагогическая мысль Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур - русской, украинской, белорусской и польской. С 1773 г. в Беларуси начала работать Эдукационная комиссия, которая попыталась внестинекоторые преобразования в просвещении, разработала социальные и педагог ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru