Образование: статьи и материалы » Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах

Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах

Современное образование характеризуется гуманизацией, обращением к личности ребенка, развитием лучших его качеств, формированием разносторонней и полноценной личности. Решение этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры.

Воздействуя на учащихся эмоционально, игры активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания. Это обеспечивает систематическое усвоение знаний учащихся и закрепление их.

Младший школьник постоянно ощущает потребность в игре, в игровом общении. Но очень часто они нуждаются в помощи неравнодушных взрослых, которые живут детскими проблемами, понимают школьников, принимают их такими, какие они есть, и в то же время создают для них зону ближайшего развития. Именно взрослые (и учителя, и родители) могут выполнить функцию конструктора игры, а также функцию организатора.

Поэтому проблема использования дидактических игр сегодня особенно актуальна.

Учитывая данные обстоятельства, учитель начальных классов должен овладеть психологическими и педагогическими основами игровой деятельности, понять методику и специфику проведения игровых упражнений и, чтобы сделать игру союзником в учебной деятельности.

Многие преподаватели считают игру лишь средством достижения тактических задач: организация внимания, облегчение запоминания учебного материала, снятие умственного напряжения. Учителя часто учитывают безграничные возможности игры в достижении стратегической цели обучения. Цель эта состоит в том, чтобы развить у ребенка устойчивую потребность в приобретении знаний и умений, способность к самоконтролю и к самооценке, привязанность к школе, тягу к творчеству, нравственные и художественные чувства.

Помня слова Ш.А. Амонашвили о том, что «... без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

Применение дидактических игр на уроках русского языка ведет к расширению лингвистического кругозора учащихся, поддерживает интерес к обучению, находится в тесной взаимосвязи с прочным и сознательным усвоением изучаемого материала, с обогащением словаря детей и развитием их речи.

Проблема применения игры в учебном процессе исследуется современными учеными в различных аспектах: изучаются возможности игры в умственном развитии детей, в усвоении учебных знаний, в формировании мышления, воображения, познавательного интереса.


Похожие статьи:

Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе
Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами передачи информации – речью, музыкой, живописью и письменностью. В 15 веке появилась печатная книга, в 17 веке – газеты и журналы. В 19 веке начался новый революционный этап: изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В 20 веке широкое р ...

Технологическая компетентность
В настоящее время повышение технологической культуры учащихся является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать ад ...

Поручения как форма организации детского труда
Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют тр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru