Образование: статьи и материалы » Методика преподавания русского языка » Принципы и методы коррекционно-развивающего обучения

Принципы и методы коррекционно-развивающего обучения

Страница 2

Коррекционно-развивающие уроки – это уроки, в ходе которых происходит отработка навыков разговорной речи у детей с общими речевыми нарушениями. Цели урока: Образовательная цель определяет, чему будет учитель учить на данном уроке. Эта цель определяет тип урока и направленность коррекционной работы с речью.

Коррекционно-развивающая цель предполагает коррекцию и развитие высших не только речи, но и психических функций, коррекцию пробелов в знаниях. Эта цель должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда и профессионально-трудового обучения. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы, общесоматического развития организма – на уроках физического воспитания. Развитие фонематического слуха, ритмики, цветовосприятия, пространственного восприятия – на уроках изобразительного искусства, ручного труда, музыки.

Примеры: 1) коррекция слухового восприятия учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении; 2) коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание. Воспитательная цель в первую очередь предполагает воспитание мотивации к учению, а также нравственное воспитание, эстетическое, трудовое и т.д.

Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. Возможные этапы уроков: организационный момент, развивающие (коррекционные) упражнения (их можно включать в другие этапы урока) на развитие речи, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, подготовительный этап к изучению нового материала, физкультурные минутки, изучение нового материала, закрепление и повторение изученного материала, подведение итогов урока и оценка работы учащихся, первичный контроль знаний, задание на дом.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с глубиной нарушения речевых функций у ребенка, особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении, в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и, тем самым, реализовался охранительный режим обучения.

На уроках много внимания уделяется повторению изученного материала. Для того, чтобы достичь эффективной работоспособности учащихся, учитель при разработке конспекта должен думать не о том, что он будет делать, а, прежде всего о том, что будут делать ученики в ходе каждого приема и метода.

В результате проделанной работы была рассмотрена сущность методики развития устной речи у учащихся младших классов с общим речевым недоразвитием.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

Рассмотрены особенности речи и мышления детей с нарушением речи в системе методики преподавания русского языка;

Дана характеристика общего нарушения речи и основные направления коррекционной работы;

Рассмотрены принципы и методы развития устной речи у учащихся младших классов с общими речевыми нарушениями.

Таким образом, мы выделили педагогические принципы-ориентиры и условия обучающей технологии речи у детей с ОНР, т.к. обучение несет в себе воспитание.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Опытная работа по проверке эффективности использования сказок для коррекции отклонений в поведении младших школьников
В начале нашей работы по экспериментальному изучению поведения младших школьников мы приступили к задачам констатирующего эксперимента. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию на младших школьников. 2. Исследовать все стороны поведения мла ...

Индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности
Стиль учебной деятельности. Наука и практика свидетельствуют, что внимательное отношение к стилям обучения не только обеспечивает эффективность организационных воздействий педагога, но есть способ помощи в преодолении трудностей встающих на пути становления ведущего вида деятельности. в решении это ...

Составление рекомендаций для воспитателей детских домов
Прежде чем составлять методические рекомендации педагогам, работающим с детьми-сиротами дошкольного возраста, необходимо определиться с блоками той информации, которая, на наш взгляд, должна содержаться в этих рекомендациях. Конкретно эти блоки должны разрешать следующие проблемы: – Повышение профе ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru