Образование: статьи и материалы » Физическое воспитание во взаимосвязи с нравственным воспитанием в младшем школьном возрасте » Динамика мотивов при усвоении нравственных норм

Динамика мотивов при усвоении нравственных норм

Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность, воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения.

В начале ребёнок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение ещё не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребёнка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребёнком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо». При этом отметим, что «надо» выступает для ребёнка не просто как сознание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга.

Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека.

По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В среднем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых.

Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ученик переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают его совершать нравственные поступки. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ученика в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретает характер привычки. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: так, ему не надо думать, уступить или не уступить место человеку, нуждающемуся в этом, для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки. Одно дело, когда человек, сталкивается с нравственным выбором, поступает согласно чувству долга. Другое дело, когда человек ищет, где ему надо выполнить свой долг перед другими людьми. Если человек не совершает поступков, важных для других, он испытывает чувство неудовлетворенности собой, его «грызет совесть». Очень важно учить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать.

В этом возрасте ребёнок способен оценивать своё поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им.

Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.


Похожие статьи:

Обучение как способ организации педагогического процесса
Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил ...

Экспериментальная работа по проверке эффективности формирования произвольного поведения
Методы 1. Беседа с учителем 2. Наблюдение за учащимися во время уроков литературного чтения, перемены, внеклассных мероприятий. 3. Заполнение сводной таблицы по следующим параметрам: активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий; не провоцирует конфликты со сверст ...

Внешние и внутренние функции мировоззрения
В процессе формирования мировоззрения важную роль играют механизмы личностной идентификации, способствующей, с одной стороны, выделению идеального образа желаемого будущего, а, с другой, собирающие, интегрирующие личности как целое. При самоидентификации важно всё, что затрагивает диспозиции действ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru