Стиль учебной деятельности. Наука и практика свидетельствуют, что внимательное отношение к стилям обучения не только обеспечивает эффективность организационных воздействий педагога, но есть способ помощи в преодолении трудностей встающих на пути становления ведущего вида деятельности. в решении этой проблемы выделяются два подхода. Один из них связан с изучением преподавания (учитель, воспитатели, родители), а другой-стилей деятельности обучающихся.
В условиях организации учебной деятельности учащихся в школе и дома следует различать стиль деятельности педагога, воспитателя, родителей. Стиль деятельности школьников в основном определяют такие факторы как их индивидуально-типологические особенности, особенности самой деятельности и особенности обучающихся. В педагогической деятельности, характеризующимся субьектно-объектным взаимодействием в условиях организации и управления учебной деятельности обучаемого, эти особенности соотносятся с предметно-профессиональной компетентностью педагога, с характером взаимодействия и общения, с характером организации деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему способов осуществления деятельности, которую субъект вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств. Индивидуальный стиль деятельности охватывает как внешние практические способы действия, так способы и приемы психической деятельности, организации внимания и т.д. основным в способах деятельности, протекающей во внутреннем плане, является своеобразие соотношения ориентировочной и исполнительной составляющей деятельности. так в одних случаях внутренний план действий очень детализирован и в большей мере создается до их осуществления, а в процессе выполнения изменяется незначительно. Ориентировочная деятельность главным образом осуществляется до исполнения действий и лишь, затем сочетается с исполнительной. Контроль занимает большое место в процессе выполнения. В других случаях мыслительный план создаваемый до их реализации имеет схематический характер и в процессе выполнения значительно детализируется и видоизменяется. Ориентировочная деятельность протекает одновременно и в связи с исполнительской. Контроль занимает мало времени. Одну и ту же деятельность разные люди выполняют успешно разными путями и способами. Стиль деятельности навязывать не следует, если имеются свои не менее успешные способы осуществления деятельности. Стиль - объект процессуальный, как и сама деятельность, и при этом не воспринимаемый. О нем как о системе можно узнать после того, как реализована программа сбора, обработки и интерпретации материалов, характеризующих его различные проявления.
Существует и такое понятие как нерациональный стиль деятельности. его называют псевдостилем. В ряде случаев он может выступать некоторым этапом перед формированием рационального стиля. Псевдостиль рассматривается как особенности выполнения тех или иных действий, выходящие за пределы оптимальных границ.
И.С.Кон утверждает, что в познавательных процессах стиль деятельности выступает как стиль мышления, понимаемый как устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.
Стиль деятельности может быть скорректирован с целью его улучшения, считает Е.А.Климов. Им разработана программа анализа (самоанализа) стиля профессиональной деятельности и рекомендаций по его улучшению, которая может быть перенесена и на учебную деятельность. Программа включает в себя следующее:
Видимые проявления своеобразия работы:
а) в протекании познавательной составляющей деятельности (развернутость или краткость ориентировки в среде; частый или редкий текущий контроль, преобладающая ориентация на предметную, социальную среду или на свои переживания);
б) в протекании исполнительской составляющей деятельности (торопливость, медлительность; частые пробы или точность; рывкообразность, плавность и другие особенности, доставляемые наблюдением);
в) в области результатов деятельности (много продукта при умеренном качестве или, наоборот, мало, но при высоком качестве; другие варианты).
2. Предполагаемые причины наблюдаемого стиля:
Похожие статьи:
Педагогические условия развития воображения на занятиях
кружка "Природа и фантазия"
Существенно следующее обстоятельство: в дошкольном возрасте большую роль в развитии воображения имеют художественная деятельность, конструирование, элементы труда и учения, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Правда, эти средства первоначаль ...
Врачебный контроль над физическим воспитанием в детском саду
1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития. 2. Медицинский контроль включает: а) врачебные обследования, оценку состоя ...
Условия перехода природных задатков в способности
Рассмотрев в предыдущем параграфе сущностные характеристики способностей, необходимо развить следующий важный на наш взгляд аспект этой проблемы: условия перехода наследственной потенции в способности. При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностн ...