Образование: статьи и материалы » Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников » Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися

Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися

Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Успеваемость мало говорит о характере юноши.

Г.В. Гатальская и А.В. Крыленко отмечают тот факт, что озабоченный, прежде всего необходимостью «дать знания», учитель нередко ополчается против «отключившегося» ученика, наказывая его двойкой или неуместными репликами, приносящими порой столь мучительные страдания легко ранимой душе ребенка, которые очень трудно, а иногда и невозможно излечить. Подобное поведение учителя обычно вызывает ответную реакцию ученика, порой возмущающую педагогов, что в результате приводит к закреплению таких крайне непродуктивных форм педагогического взаимодействия, как конфликтные.

По мнению тех же авторов, последствиями неэффективного взаимодействия являются: любое поведение в случае принуждения (использование негативных стимулов) приобретает свойства защитно-оборонительного; происходит адаптация к устрашению и безразличие к наказанию; у учителя появляется искушение привлечь коллектив в качестве средства воздействия.

Требовательность учителя к детям ни в коем случае не должна носить характер суровости, излишней «взрослой» серьезности. Не суровость, не излишняя ласка нужны в обращении с воспитанниками, а чувство меры в любви и строгости.

Автор книги «Психологические консультации для начинающего учителя» М.В. Зюзько приводит следующие статистические данные. 73 % учителей утверждают, что у них есть контакт с учениками, и только 18 % учеников отмечают тоже самое. Потому что у учителя и учеников совершенно разные представления о контакте.

Т.В. Морозова считает, что сущность всех требований, которые должен учитель предъявить к самому себе, сводиться к его обязанности быть всегда для своих воспитанников образцом поведения, не забывая о том, что каждое его действие является воспитывающим.

Таким образом, следует отметить тот факт, что учитель порой и не подозревает о том, что его взаимодействие с учениками неэффективно. Это происходит потому, что образ педагога о себе как об «идеальном» учителе не всегда совпадает с представлениями старшеклассников о том же образе.


Похожие статьи:

Динамика мотивов при усвоении нравственных норм
Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность, воля, жела ...

Общие принципы физического воспитания
К общим принципам физического воспитания относятся принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Принципом связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой с ...

Эффективность коррекционно-развивающей работы
С целью проверки эффективности коррекционно – развивающей работы был проведен следующий этап эксперимента – контрольный. Цель: проверка влияния использования игрушек на занятиях. На этом этапе эксперимента мы проверили прирост уровня развития связной речи в старшей группе «Фантазеры 1», с которой з ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru