Образование: статьи и материалы » Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников » Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися

Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися

Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Успеваемость мало говорит о характере юноши.

Г.В. Гатальская и А.В. Крыленко отмечают тот факт, что озабоченный, прежде всего необходимостью «дать знания», учитель нередко ополчается против «отключившегося» ученика, наказывая его двойкой или неуместными репликами, приносящими порой столь мучительные страдания легко ранимой душе ребенка, которые очень трудно, а иногда и невозможно излечить. Подобное поведение учителя обычно вызывает ответную реакцию ученика, порой возмущающую педагогов, что в результате приводит к закреплению таких крайне непродуктивных форм педагогического взаимодействия, как конфликтные.

По мнению тех же авторов, последствиями неэффективного взаимодействия являются: любое поведение в случае принуждения (использование негативных стимулов) приобретает свойства защитно-оборонительного; происходит адаптация к устрашению и безразличие к наказанию; у учителя появляется искушение привлечь коллектив в качестве средства воздействия.

Требовательность учителя к детям ни в коем случае не должна носить характер суровости, излишней «взрослой» серьезности. Не суровость, не излишняя ласка нужны в обращении с воспитанниками, а чувство меры в любви и строгости.

Автор книги «Психологические консультации для начинающего учителя» М.В. Зюзько приводит следующие статистические данные. 73 % учителей утверждают, что у них есть контакт с учениками, и только 18 % учеников отмечают тоже самое. Потому что у учителя и учеников совершенно разные представления о контакте.

Т.В. Морозова считает, что сущность всех требований, которые должен учитель предъявить к самому себе, сводиться к его обязанности быть всегда для своих воспитанников образцом поведения, не забывая о том, что каждое его действие является воспитывающим.

Таким образом, следует отметить тот факт, что учитель порой и не подозревает о том, что его взаимодействие с учениками неэффективно. Это происходит потому, что образ педагога о себе как об «идеальном» учителе не всегда совпадает с представлениями старшеклассников о том же образе.


Похожие статьи:

Содержание линии «моделирование и формализация»
В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия «Моделирование и формализация» Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий: моделирование как метод познания, формализация, материальные и информационные модели, информационное моделиро­вание, основные ...

Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников в учебной деятельности
На диагностическом этапе была проведена анкета с целью: проверки первоначальных умений, навыков вести себя в природе. Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах. Были взяты 2 класса: экспериментальный(17человек) и контрольный класс (17человек). Далее приводятся ответы учащихся эксп ...

Дискуссия как метод активного обучения
Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются со­четание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций. П ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru