Образование: статьи и материалы » Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников » Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися

Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися

Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Успеваемость мало говорит о характере юноши.

Г.В. Гатальская и А.В. Крыленко отмечают тот факт, что озабоченный, прежде всего необходимостью «дать знания», учитель нередко ополчается против «отключившегося» ученика, наказывая его двойкой или неуместными репликами, приносящими порой столь мучительные страдания легко ранимой душе ребенка, которые очень трудно, а иногда и невозможно излечить. Подобное поведение учителя обычно вызывает ответную реакцию ученика, порой возмущающую педагогов, что в результате приводит к закреплению таких крайне непродуктивных форм педагогического взаимодействия, как конфликтные.

По мнению тех же авторов, последствиями неэффективного взаимодействия являются: любое поведение в случае принуждения (использование негативных стимулов) приобретает свойства защитно-оборонительного; происходит адаптация к устрашению и безразличие к наказанию; у учителя появляется искушение привлечь коллектив в качестве средства воздействия.

Требовательность учителя к детям ни в коем случае не должна носить характер суровости, излишней «взрослой» серьезности. Не суровость, не излишняя ласка нужны в обращении с воспитанниками, а чувство меры в любви и строгости.

Автор книги «Психологические консультации для начинающего учителя» М.В. Зюзько приводит следующие статистические данные. 73 % учителей утверждают, что у них есть контакт с учениками, и только 18 % учеников отмечают тоже самое. Потому что у учителя и учеников совершенно разные представления о контакте.

Т.В. Морозова считает, что сущность всех требований, которые должен учитель предъявить к самому себе, сводиться к его обязанности быть всегда для своих воспитанников образцом поведения, не забывая о том, что каждое его действие является воспитывающим.

Таким образом, следует отметить тот факт, что учитель порой и не подозревает о том, что его взаимодействие с учениками неэффективно. Это происходит потому, что образ педагога о себе как об «идеальном» учителе не всегда совпадает с представлениями старшеклассников о том же образе.


Похожие статьи:

Опытно-экспериментальная работа по определению уровня познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста
Для исследования уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: - первичная диагностика познавательного развития ребенка (констатирующий эксперимент); - реализация комплекса занятий по развитию речи, направлен ...

Управление многоуровневой профессиональной подготовкой специалистов и организационно-педагогические условия его реализации
В Педагогическом энциклопедическом словаре «управление» трактуется как «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности». ...

Реализация программы “ Уроки творчества”
Реализация программы творческих заданий в рамках учебных дисциплин начальной школы удается только в первом классе. Начиная со второго класса, отсутствие в учебных предметах заданий, содержащих противоречия, и недостаток времени на освоение методов организации творческой деятельности учащихся компен ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru