Образование: статьи и материалы » Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников

Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников

Актуальность выбранной нами темы исследования заключается в том, что статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. По мнению И.С. Кона, с одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения, знаниям, к учителям.

Юношеский возраст - это не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, - во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями.

В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Иные формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у школьников отчуждение от учителя, и, как следствие, снижение интереса к учебной дисциплине такого преподавателя. Ведь зачастую учитель, озабоченный, прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметкой индивидуальности учащегося.

Цель: исследовать влияние авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников.

В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи:

изучить теоретический материал;

определить рейтинг школьных предметов среди старшеклассников;

выяснить авторитет педагогов среди старшеклассников;

определить связь между авторитетом педагога и рейтингом его предмета.

Гипотеза: авторитет учителя оказывает влияние на рейтинг его предмета среди старшеклассников.

Объектом исследования являются: старшеклассники МОУ Лицей № 3 г. Сургута

Предметом исследования выступают: авторитет педагогов, а также интерес учащихся к их предметам.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы:

анкетирование старшеклассников с целью выяснения рейтинга школьных предметов;

опросник для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников, разработанный специалистами лаборатории коррекции учебного процесса ИПК руководящих работников г. Ярославля;

методы математической обработки полученных данных.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МОУ Лицей № 3 города Сургута в период с сентября 2003 года по декабрь 2003 года. В исследовании принимали участие 26 учащихся 11 классов в возрасте 16-17 лет.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней исследуется взаимосвязь авторитета учителя и интерес старшеклассников к предмету этого учителя. Ранний юношеский возраст (16-17 лет) – это период профессионального самоопределения школьников. Считается, что в этом возрасте интерес к учебной дисциплине в основном обусловлен важностью изучения определенного предмета, необходимого для поступления в ВУЗ. Мы же предполагаем, что интерес к предмету у старшеклассников обусловлен также и личностью самого преподавателя, его авторитетом среди учащихся старших классов.

Теоретическое значение работы состоит в том, что нами интегрированы различные подходы к вопросу влияния авторитета учителя на интерес к его предмету среди старшеклассников в теории зарубежных и отечественных психологов и педагогов.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами и учителями общеобразовательных учреждений для выстраивания эффективных взаимоотношений педагогов со старшеклассниками с целью улучшения качества образования школьников.

Исследовательская работа включает в себя введение, две главы – теоретическую и практическую, заключение, список литературы, который содержит 13 наименований. Материал изложен на 15 страницах, содержит 3 приложения, 3 таблицы и 3 диаграммы.


Похожие статьи:

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений ...

Уровни владения русским языком, необходимые для языковой адаптации иностранных специалистов, занятых на промышленных предприятиях города
Разработка системы уровней владения русским языком как иностранным, лингвометодическое описание данных уровней, а также создание соответствующей системы тестирования имеет определяющее значение для современной теории и практики преподавания русского языка. Интеграционные процессы в области языковой ...

Формы организации труда детей в природе
применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному форм ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru