Для решения второй задачи нашего исследования путем анкетирования мы выяснили рейтинг школьных предметов среди учащихся 11 классов. Школьникам было предложено оценить свой интерес к 14 учебным предметам по 5-ти балльной системе. Учащимся были выданы специальные бланки .
Опрашиваемые были проинструктированы следующим образом: «Перед каждым из вас находится список учебных предметов. Вам предлагается по 5-ти бальной системе оценить свой интерес к учебным предметам вне зависимости от своих профессиональных предпочтений.».
Далее – организована обработка результатов. Цель обработки результатов – нахождение среднего балла по каждому предмету. Средний балл по каждому предмету рассчитывался по следующей формуле:
, где
, где
Р – рейтинг предмета;
Сn - количество баллов;
b – количество участников опроса
Результаты исследования занесены в таблицу 1.
Таблица 1 Рейтинг учебных предметов среди учащихся 11 классов
№ п/п |
Название предмета |
Рейтинг предмета (в баллах) |
1 |
Алгебра |
3,3 |
2 |
Геометрия |
2,6 |
3 |
Экономика |
3,2 |
4 |
Литература |
3 |
5 |
Физика |
2,6 |
6 |
Химия |
1,7 |
7 |
История |
3,5 |
8 |
Обществознание |
3,9 |
9 |
Основы бизнеса |
3,7 |
10 |
ОБЖ |
4,7 |
11 |
Иностранный язык |
3,6 |
12 |
Программирование |
2,2 |
13 |
Биология |
4,7 |
14 |
Культурология |
2,6 |
Полученные данные также можно представить графически (рисунок 1).
Интерпретируем полученные результаты, определив рейтинг каждого предмета согласно данным опроса старшеклассников:
первую позицию занимают предметы: ОБЖ и биология;
вторую позицию занимает предмет: обществознание;
третью позицию занимает предмет: основы бизнеса;
четвертую позицию занимает предмет: иностранный язык;
пятую позицию занимает предмет: история;
шестую позицию занимает предмет: алгебра;
седьмую позицию занимает предмет: экономика;
восьмую позицию занимает предмет: литература;
девятую позицию занимают предметы: физика и геометрия;
десятую позицию занимает предмет: культурология;
одиннадцатую позицию занимает предмет: программирование.
При анализе полученных результатов интересным оказался тот факт, что первые три позиции занимают те предметы (кроме биологии), которые не являются экзаменационными в школе, и в большинстве случаев, не играют роли при поступлении в ВУЗ, несмотря на то что главной задачей старшеклассников является профессиональное самоопределение.
Похожие статьи:
Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и
профессионального образования
Первая проблема этого блока вызвана тем, как понимается педагогами «учебная деятельность». 92,5 % школьных учителей склонны считать ее деятельностью обучающихся, нацеленной на накопление знаний, умений и навыков. Вторая проблема. Анализ программно-методических материалов учебных дисциплин системы о ...
Дискуссия как метод активного обучения
Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций. П ...
Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников
Сегодня в образовании сложились две основные группы теорий обучения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. В основе теорий первой группы лежат методологические основания, разработанные Дж. Локком, и окончательно оформленные в классно-урочной системе Я.А Коменского. Основополагающие принципы э ...