Образование: статьи и материалы » Формирование профессиональной компетенции будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства » Изобразительные и выразительные возможности рисунка в профессиональной деятельности будущего дизайнера

Изобразительные и выразительные возможности рисунка в профессиональной деятельности будущего дизайнера

Страница 1

Изобразительными и выразительными средствами рисунка являются линия и тон. Главной особенностью рисунка является бесконечное сочетание разнообразия изобразительных средств: линий, штриха, пятна. Рисунок выступает своеобразным изобразительным письмом, понятным людям любой национальности. У рисунка есть свой язык, система знаков, в совокупности способная превратить «просто изображение» в художественное высказывание. Художник, овладев «языком» искусства рисунка способен выразить все богатство ощущений и мысли в наглядно-образной форме. Основные элементы рисунка – линия или тон, без которых невозможно вести процесс рисования, не только сохраняют свое значение для творчества будущего дизайнера, но и играют огромную роль в его мастерстве. Дизайнер выбирает из всего арсенала приемов и изобразительных средств (линии, штриха, пятна), только те, которые необходимы. Дизайнер оперирует игрой изобразительных средств и материалов. Рисунок выполняется разными материалами: карандашом, пером, кистью, углем, сангиной на разных поверхностях – пергаменте, бумаге, картоне и т. д.

Неисчерпаемые возможности рисунка в отображении действительности открыты в эпоху Возрождения. В это время рисунок приобрел самостоятельное значение в творчестве художников, и связано это с выявлением новых возможностей изобразительных средств рисунка. В эпоху Возрождения складывается новая система художественного видения, изображение строится на научной основе и как реальная картина воспринимаемой действительности. На смену нейтральной непрерывной ровной контурной линии, характерной для периода Средневековья, приходит линия, способная в самом нажиме передавать объем, пространство. Появляются вибрирующие штрихи – диагональные и перекрестные, прямые и круглящиеся, появляется светотень, создается объемность, массивность, материальность. С использованием новых изобразительных материалов – таких, как уголь, итальянский карандаш – в рисунок приходит широкая и монументальная манера изображения, позволяющая отмечать малейший изгиб поверхности, пластическую цельность. Линии переходят в тон, сливаются с моделировкой. Рисунок в эпоху Возрождения становится особым способом освоения мира, обретает свой художественный язык. Складываются два способа передачи формы, два разных подхода к изображению: объемный и живописный. В объемном рисунке, развитом в творчестве художников итальянских школ, форма выделяется четким контуром и моделировкой объема. Рисунок решает исключительно пластические задачи. Форма насыщается энергией, являет собой замкнутый в себе объем или сумму объемов.

Живописный или тональный рисунок характерен для венецианских художников. В таких рисунках контуры и сама форма словно растворяются, расплываются в окружающем воздушном пространстве, в котором переданы вибрация света и воздушной среды. Разработке специфического языка рисунка способствовало использование бумаги. В то же время бумага сама явилась активным изобразительным средством. Использование в рисунке разнообразных изобразительных средств, приемов и материалов производит на зрителя неодинаковое впечатление. Разность ощущений воплощается не в выборе предмета изображения, а в самом способе его передачи. Из этого следует, что изобразительный язык не нейтрален. Он не только показывает, но и активно характеризует окружающий нас мир.

Художник должен виртуозно владеть языком рисунка, дающим возможность всецело отдаваться творчеству. И.С. Сварог писал: «Для того, чтобы свободно говорить, нужно знать язык, на котором говоришь, для того, чтобы излагать свои мысли на полотне, нужно свободно владеть языком композиции».

Развитие технических навыков необходимо молодому художнику, как знание букв для свободного начертания письменных знаков. Владение специальными приемами изображения: ритмической организацией линий, тональных пятен, фактуры в рисунке открывает бесконечное многообразие потенциальных возможностей материально-технического воплощения замысла. Свобода, виртуозность владения языком дает возможность художнику всецело отдаваться творчеству. Только постоянная, упорная и вдумчивая работа с натуры обеспечивает художнику возможность выразить свободно свои идеи, взгляды и мысли. Рисунок, являясь отражением реальной действительности, в то же время является выражением отношения художника к этим предметам.

Выразительность – качество художественного произведения, связанное с умением художника заострить, подчеркнуть художественное в изображаемом явлении, это передача характерных деталей, типических черт, которые отражают самую сущность предмета. Замысел художника всегда имеет конкретное содержание, облекаемое в форму. На этапе материализации воплощения замысла возникает противоречие, непреодолимое различие между концепцией и ее реализацией, когда воображаемое содержание не укладывается в ограниченные возможности, упирается в активность формы. Общим для творческого процесса у разных художников является то, что и сам замысел, и его осуществление всегда связаны с возможностями материала изображения. Часто первоначальный замысел в ходе воплощения претерпевает значительное, и даже коренное изменение. Единство формы и содержания, завершенность произведения искусства является всегда достижением, неповторимым открытием художника. Преодоление «сопротивления» как формы, так и материала представляет собой не просто результат наглядно-зримого воплощения замысла, но, прежде всего, выражение художественно-творческой активности художника. Когда дизайнер пытается выразить свою мысль, в какой либо конкретной форме, то от его воображения зависит поиск новой формы для нового содержания. Как правило, он отбрасывает одни изобразительные средства, приемы и находит другие, каждый раз вновь стараясь придать изображению вид, как можно более близкий выбранной форме.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Одаренность детей как социально-педагогическая проблема
Наблюдения ученых свидетельствуют о том, что умственные возможности людей неравны. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся философы древности, и их менее осведом ...

Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий
Мы выяснили что обеспечить создание коммуникативной мотивации у школьников можно, предъявив перед выполнением какого-либо вида работы специально разработанный вид внешней наглядности. Таким образом, говорящему задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, тем самым соз ...

Исследование вопросов воспитания студентов УрФУ
В ходе исследования была собрана и проанализирована вторичная и первичная информация. Метод сбора первичной информации – анкета. Были опрошены студенты, обучающиеся на дневном отделении г. Екатеринбурга, УрФУ 2-ого курса физико-технического факультета. В результате выборочной совокупности было выбр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru