Образование: статьи и материалы » Возникновение и развитие педагогики в России » Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов

Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов

Страница 1

Перестройка, начатая в нашей стране, затронула все сферы человеческой деятельности - политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения и в том числе народное образование. На этом пути встречается немало трудностей, связанных с преодолением утвердившихся стереотипов в теории и Практике работы учителей, руководителей учебных заведений и научных работников.

Главное в перестройке школы - изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике, получившей название «педагогика сотрудничества», что означает работа по-новому, творчески, на демократической основе, на гуманистических отношениях учителя и ученика. «Педагогика сотрудничества» возникла, к сожалению, не в педагогической науке, а в практике творчески работающих учителей. Более того, она появилась и все более становилась альтернативной (отрицающей, заменяющей, в противовес) авторитарной педагогике с ее директивно-командными постулатами, которые оказались живучими в официальной педагогике.

Таким образом, в историческом плане педагогика существовала, точнее, сосуществовали административная, авторитарная, с одной стороны, и демократическая, народная и гуманистическая педагогика - с другой.

Заслуги учителей-новаторов состоят в том, что они вычленили из педагогики прошлого демократические и гуманистические идеи и выстроили на их основе новую концепцию обучения и воспитания, применили на практике и доказали ее эффективность. Они переосмыслили основные педагогические положения, использовали, а не отбросили передовые и прогрессивные идеи и педагогическую практику.

В широком толковании «педагогика сотрудничества» понимается как выражение идеологии новой, демократической педагогики. Она базируется на трех источниках: на научных основах понимания человеческой личности; на прогрессивной педагогике зарубежных стран прошлого и настоящего; на передовых традициях советской и национальной педагогики.

Совершенствование обучения и воспитания учащихся на основе демократической педагогики означает:

1. Признание личности ученика базовым компонентом учебно-воспитательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания.

2. Гуманное общение учителя и ученика, построенное на взаимном уважении и доверии, на совместном решении всех задач учебно-воспитательного процесса.

3. Деятельностный подход к организации учебно-воспитательной работы в школе и за ее пределами.

4. Создание условий для самовыражения, самоутверждения, самоуправления и самодеятельности во всех сферах учебной и воспитательной работы. При этом учащиеся всех возрастов, и чем младше, тем больше, нуждаются в помощи старших ~ учителей, родителей и общественности. Поэтому необходимо сочетать самоуправление с соуправлением и оказанием помощи в их работе.

Широкое распространение получил опыт донецкого учителя Шаталова В.Ф. Его опорные сигналы в виде «разнообразных схем, моделей, чертежей», оригинально расположенных и раскрашенных, позволяют учащимся конкретно и образно понять, просто и ясно осмыслить сложный программный материал математики, физики и других предметов. Конспекты, творчески написанные самими учащимися, дают возможность при неоднократном повторении разными способами изучаемого материала активизировать учебный процесс и достичь высоких показателей в обучении.

Иванов И.П. (профессор ЛГПУ им. А.И. Герцена) являлся последователем идей А.С. Макаренко, инициатором коммунарского движения. На счету созданной коммуны имени А. С. Макаренко ("КИМ") 50 коллективных творческих дел. Это не мероприятия в традиционном виде, а дела, связанные с потребностями окружающей действительности, с жизнью и деятельностью разновозрастного коллектива.

Волков И.П. (учитель труда и рисования СШ № 2 г. Реутова Московской области, кандидат педагогических наук) - разработал и внедрил идею комплексного, блокового изучения материала смежных дисциплин. Опыт проведения занятий по одной теме несколькими учителями, в том числе и уроков труда, где используются знания учащихся по черчению, рисованию и другим предметам. На этой основе проводятся панорамные или блочные уроки, позволяющие экономить время учащихся и развивать их мышление. Кроме того, в опыте Волкова И.П. получило широкое внедрение практики удовлетворения разносторонних интересов и склонностей учащихся, что облегчает их профессиональную ориентацию.

Караковский В.А. (директор СШ № 823 г. Москвы) внедрил в практику работы школы оригинальную систему самоуправления с учениками, учителями и родителями. На этой основе в ученическом и учительском коллективах формируется дух сотрудничества, доброжелательности, уважительного отношения друг к другу.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н. э.). Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, выглядевших на первый взгляд туманно и немотивирован ...

Нарушение биологических ритмов
Согласно биоритмологии, науке, которая занимается изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в нашем организме, большинство процессов, происходящих в нем, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными, а также космическими влияниями. И это неудивительно, ведь любая живая сист ...

Анализ существующих интенсивных методик обучения иностранному языку
За всю историю человечества было разработано великое множество различных образовательных методик. Существуют традиционные и нетрадиционные методы обучения иностранному языку. Под традиционным способом изучения иностранного языка принято понимать грамматико-переводной метод изучения. Метод основан н ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru