Образование: статьи и материалы » Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста в условиях учреждения закрытого типа » Игра как психолого-педагогическое средство развития дошкольника

Игра как психолого-педагогическое средство развития дошкольника

Страница 1

Л.Ф. Обухова очень емко определила игру как «деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности».

Структура игры:

- роль. Взяв на себя роль, ребенок начинает в опосредованной действительности воспроизводить поведение взрослых. Важность ролевого поведения заключается еще и в том, что в процессе игры ребенок воспроизводит поведение взрослого в знаково-символическом виде;

- игровые действия. Воспроизведение роли происходит через действия. Эти действия – не механические повторения основных характеристик поведения взрослого. Игровые действия – это «действия со значениями».

Проследить развитие игры ребенка можно и потому, насколько далеко он может зайти в восприятии игрового предмета (собственно игрового значения реального предмета);

- воображаемая ситуация. Обыгрывание роли происходит посредством игровых предметов, которые в игре носят иное значение, отличное от повседневного;

- правила. Важная часть игры. От нее зависит произвольность поведения ребенка. Именно в игре происходит понимание важности действия по правилам, которые затем переносится ребенком в мир.

Важность игровой деятельности заключается и в том, что игра – это определенное средство гуманизации. В игре приходит понимание ценности другого человека, значения собственных действий, как действий, направленных на другого человека. Поэтому очень часто в игре одного ребенка можно увидеть нацеленность его поведения (пусть и игрового) на другого человека (например, кормление куклы, хождение «в гости»).

Социальная ценность игры заключается в наличии у игры сюжета. Игру принято разделять на несколько видов. И сюжетно-ролевая игра – есть один из таких видов игры, многими специалистами считающийся как наиболее развитая форма игры.

Сюжет – есть не просто отражение поведения взрослого. Сюжет – это отражение целой ситуации, в ее системности и структурности, с наличием связующих элементов и пр. Сюжет позволяет уловить несколько слоев социальной действительности, начиная от простого предметного (действия с предметами) до слоя социальных отношений, иерархий и пр. В игре ребенок научается основным нормам и правилам социального поведения, происходит понимание их ценности.

Кроме того, игровая деятельность и формируемая на ее основе произвольность выступают незаменимыми элементами готовности ребенка к школе. Многочисленные методики диагностики готовности к школе одним из пунктов готовности как раз определяют, насколько ребенок прожил предыдущий этап развития и что он на этом этапе приобрел.

Неотъемлемой частью игры является взаимодействие с взрослым. На начальном уровне развития игровой деятельности у ребенка взрослый может быть полноценным участником игры. Позднее ребенку становится интереснее играть со сверстником. Здесь важна уже выделенная выше «взаимность» игры, ее нацеленность на другого субъекта.

Игровое взаимодействие между участниками игры протекает собственно в формате игры, в обсуждении игровых правил и игровых действий. Умение договариваться также выстраивается в процессе игры и приходит не сразу, а с игровым опытом. Уже неоднократно подчеркивалось, что игра, как и приобретаемый на ее основе опыт складываются постепенно.

Некоторые исследователи даже выделяют определенные этапы игры. В логике данной работы достаточно понимать, что игра как процесс значимый в развитии ребенка делится на два этапа: этап совместного с взрослым действия и этап самостоятельного действия.

Выбор подходящего средства для работы воспитателя и социального педагога с детьми – дошкольниками – воспитанниками детских домов должен основываться в первую очередь на теоретической обоснованности самого средства, а во вторую – на универсальности применения этого средства. Игра подходит под эти два основания как нельзя лучше.

Понимание игры как педагогического средства означает смену отношения к ней с пассивного (дать детям играть и не мешать игре) на активное. Последнее предполагает проектирование игры, выстраивание определенных точек в игре, прохождение которых поможет педагогу диагностировать те или иные стороны детского развития, рефлексию игровой деятельности, включение самого педагога в игру. Здесь уместно будет обсуждать именно сюжетно-ролевую игру, как наиболее отвечающую перечисленным требованиям форму игры.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Общественно-педагогическое движение в России во второй половине XIX в
Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX в. - эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. В обществе широко распространялся взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизн ...

Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в дзюдо
В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70-75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы - около 25-30% времени урока. А во второй год соответственно 65-70 и 30 -35%. В дзюдо ...

Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического эксперимента
На начальном этапе исследования с учащимися был проведён тест на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях. На вопросы теста отвечали учащиеся 1 класса. Возраст учащихся 7-8 лет, всего в классе 19 человек: 9 девочек, 10 мальчиков. Вопросы теста связаны с: правилами поведени ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru